9. От Шухова до Шухова

Введенский храм...

Пройдём по Покровке дом № 24/2 и свернём за ним в Барашёвский переулок. Здесь была Барашевская слобода, жили бараши. Кто это? царские слуги, носившие за ним в походах шатры и устонавливающие их. Бара - это мягкая рухлядь.

Введенский храм...

 Повторим изгиб переулка. Увидим Введенский храм в Барашах 17-го века. Тогда же при храме открылась одна из первых московских школ. Церковь построена в стиле московского барокко, богато украшена. В советские годы здесь было сначала общежитие, а после и вовсе завод электроизделий. Здание не берегли, реставрация началась только в 1970-х годах. Завершилась в 90-ые, когда храм вернули Православной Церкви.

Святой доктор

Минуем справа Подсосенский переулок, дойдём до перекрёстка пяти дорог. Налево и направо уходит Лялин переулок, а впереди дорога делится на два Казённых переулка: слева Малый, справа Большой. Пойдём по Малому Казённому переулку до дома № 5. Зайдём во двор. В доме прежде находилась Полицейская больница. Открыта она была по иннициативе Ф.П.Гааза. Фёдор Петрович был человеком уникальным. Руский врач немецкого происхождения, он исследовал Кавказские минеральные источники в Кисловодске, Железноводске, Ессентуках. Во время войны с Наполеоном служил хирургом в армии. Был назначен главным тюремным врачем. Посвятил свою жизнь облегчению участи заключенных. Добился отмены железного прута, к которому приковывали по 12 человек на время этапа в Сибирь. Требовал отмены кандалов. Открыл тюремную больницу и школу для детей арестантов. На свои средства покупал лекарства и еду . Перед этапом приносил ссыльным апельсины, говорил, что хлеб им в дороге подадут, а вот апельсины-то никогда. Все сбережения тратил на благотворительность. Отмечен орденом Святого Владимира 4-й степени и прозван в народе Святым доктором.

Святой доктор1

Во дворе бывшей больницы в 1909 году по иннициативе главврача этого времени Пучкова установлен бюст доктора. На памятьнике его девиз, как у апостола Павла: "Спешите делать добро". В некоторых источниках говорится, что ограда прежде была символичной, из цепей с кандалами, против которых выступал святой доктор. Мне думается, это ошибка. Ограда не утрачена. Просто она установлена на могиле доктора на Введенском кладбище.

04.2017-092-Осо...

Вернёмся на Лялину площадь, туда, где встречаются 5 дорог. По нашему движению мы свернём направо, в Лялин переулок и будем двигаться в сторону Покровки. Перейдём её. Переулок превратился в улицу Чаплыгина. Советский механик и математик, основоположник аэромеханики Сергей Александрович Чаплыгин жил здесь же, в доме № 1. Наш путь лежит в том направлении. Смотрим на четной стороне номера домов: 22, 20 (здесь театральная школа О.Табакова), поворот на улицу Макаренко - идём мимо, 18, 16. Всё! Направо отходит улица Машкова. Видите эти волны на фасаде дома № 1?  

В начале 21 века группа архитекторов выдвинула смелый проект реконструкции - перестройки этого дома. Около его торца построен особняк. Или коттедж. Выглядит, как игрушка в стиле Фаберже. 3 этажа жилых комнат, мансарда, подземная стоянка, лифт. Говорят, что всё очень функционально. А снаружи выглядит, как яйцо. Этот проект был разработан для родильного дома в Вифлиеме. А воплотить удалось его только здесь. Красиво, необычно, продаётся. Цена растёт, но почему-то никто не покупает.

Театр-студия п/...

Следующая остановка у нас намечена в Большом Харитоньевском переулке, в имении Юсуповых (дом 21 стр.4). Однако, если Вы любитель театра, можно пройти до дома № 1 по Чаплыгина. Дом легендарный. Здесь в 1920 году произошла историческая встреча Ленина и Горького. По этому случаю звучала любимая вождём Апоссионата, о чем на доме гласит мемориальная доска. А ещё в этом доме жил полярник Кренкель и, как Вы помните, механик Чаплыгин. А в 1978 году в подвале дома разместилась студия, из которой позже вырос театр под руководством Олега Табакова. Та самая, знаменитая "Табакерка". Особенность театра - "разговор о времени и о себе живым язвком". Сайт театра настоятельно рекомендует заранее купить билет или забронировать его по телефону. А вот часы работы кассы не указаны. На всякий случай запомните телефоны: касса +7-(495)-624-46-47, +7-(495)-628-96-85, служба бронирования билетов +7-(495)-628-77-92  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. В зале всего 120 мест, всё достаточно маленькое. Кроме маштаба действия на сцене.

04.2017-094-Дво...
04.2017-095-Дво...
04.2017-096-Дво...

Пройдя легендарный дом, мы сворачиваем направо в Большой Харитоньевский переулок. Если же вам не интересен театр, свернуть можно было раньше, срезать лишнее через Фурманский переулок, а там налево в Малый Козловский. Любым путём мы в конце концов окажемся у искомого имения Юсуповых.

В отлтчие от Архангельского, это было городское имение. Здесь в 1801 году флигель с хозяйственными постройками снимали Пушкины, так что будующее "наше всё" провёл в имении детские годы, гулял с няней по фруктовому саду. Свои детские воспоминания о саде Пушкин описал в поэме "Руслан и Людмила". А ещё в стихотворении 1830 года "В начале жизни школу помню я..."

И часто я украдкой убегал
 В великолепный мрак чужого сада,
 Под свод искусственный порфирных скал.

[Там] нежила меня [теней] прохлада; 
Я предавал мечтам свой юный ум,
 И праздномыслить было мне отрада. 
Любил я светлых вод и листьев шум,
 И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.

Всё — мраморные циркули и лиры, 
Мечи и свитки в мраморных руках, 
На главах лавры, на плечах порфиры —

Всё наводило сладкий некий страх
 Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
 При виде их, рождались на глазах.

Другие два чудесные творенья
 Влекли меня волшебною красой:
 То были двух бесов изображенья.

Один (Дельфийский идол) лик младой — 
Был гневен, полон гордости ужасной,
 И весь дышал он силой неземной.

Другой женообразный, сладострастный, 
Сомнительный и лживый идеал — 
Волшебный демон — лживый, но прекрасный.

Пред ними сам себя я забывал;
 В груди младое сердце билось — холод
 Бежал по мне и кудри подымал.

Безвестных наслаждений темный голод
 Меня терзал — уныние и лень
 Меня сковали — тщетно был я молод —

[Средь отроков] я молча целый день
 Бродил угрюмый — всё кумиры сада
 На душу мне свою бросали тень. 

Статуи в саду не сохранились. Флигель Пушкиных ветшал и недавно был разрушен с попустительства властей. А вот прекрасная решетка, внутренние интерьеры и герб под фронтоном Юсуповых-Сумароковых-Эльстов - всё в первозданном виде.

Жители уверены, что в небольшой деревянный дом № 13 отправил Пушкин свою Татьяну Ларину на смотрины. Они называли тот одноэтажный деревянный домик "ларинским". Он тоже не сохранился.

"В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился. К старой тетке,
Четвертый год больной в чахотке,
Они приехали..."

За осмотром подошло время обедать. Прогулка наша была не длинной по расстоянию, но долгой из-за насыщенности исторических мест. А впереди нас ждёт ещё несколько остановок, которые, наоборот, расположены на значительном расстоянии друг от друга. 

Рядом два ресторана. Первый - "Светлый", в строении 3 того жедома № 21. Но я предлагаю обедать в гастрономическом ресторане "Честная кухня", расположенном в угловом доме 25/10 Б.Харитоньевского переулка и улицы Садово-Черногрязская. Вход со стороны Садового кольца. Тут и впрямь всё "честное". И никакого пафоса. Все правила игры известны заранее. Ресторан работает с 12:00 до 00:00. Не дёшево, но порции большие и до 16:00 действует 20% скидка на основное меню. На большую компанию от 10 человек добавляется 10% за обслуживание. В обоих ресторанах цены примерно одинаковы, но в "Честной кухне" порции больше. Если же ваш бюджет ограничен, можно дойти до следующего пункта программы - Сада им. Баумана. Там на территории есть киоск с венскими колбасками.

04.2017-097-Выс...

После Большого Харитоньевского переулка выходим на Садовое кольцо. Поворачиваем налево. Как я уже писала, в угловом доме вход в ресторан "Честная кухня". Не впечатлило? Тогда проходим мимо, до спуска в подземный переход. Издалека рассматриваем высотку у Красных ворот.

Проходим под Садовым кольцом и оказываемся на противоположной стороне, рядом с той самой высоткой. Тут главное не ошибиться. Если пойти мимо высотки по Каланчевской улице, попадём прямо к трём вокзалам; видите вдалеке шпиль Казанского вокзала? А нам нужна другая удица, та что обтекает Лермонтовский сквер справа, Новая Басманная.

Новая Басманная...
 
Новая Басманная...

Не спешите, взгляните на памятник. Его открыли на Лермонтовской площади (ныне урезанной площадью Красных ворот) в июне 1965 года. А через 6 лет его долго искали по всей Москве герои Видова и Краморова: "Мужик там такой, в пиджаке...", "Чудак - человек! Кто ж его посадит, он же Памятник!". Вот он! стоит! в пиджаке! Михаил Юрьевич Лермонтов. В комплекте с памятником есть симпатичная решетка с барельефами героев поэта: Мцири, Демон, Парус. А внутри сквера установлен ещё один памятник с названием "Сезонник". Я так понимаю, что это сезонный рабочий, пришедший в город из деревни на заработки? Тут же, в скверике есть общественный туалет. Был бесплатный, но времена изменились. Сейчас рядом с тем бесплатным стоят дорогущие "био-..." Эта информация пригодится, если вы в кафе не заходили...

Новая Басманная...
 
Фонтан "Богиня ...

Теперь возвращаемся на Новую Басманную и идем вверх, мимо поликлиники и технической библиотеки, мимо Петропавловской церкви и Академии Генпрокуратуры. И вот за красивой геометрической оградой видим электической архитектуры дом, и двор, и чугунный фонтан со скульптурой Богини ночи. Это дом построил в конце 19 века купец Николай Дмитриевич Стахеев. Фонтан заказывал в Париже. Внутри сохранились роскошные интерьеры: белый Римский зал, мавританская курительная, расписные потолки, яшмовые подоконники и откосы, гостинная в стиле рококо, Готическая столовая, Английский каминный зал, будуар хозяйки, охотничий зал и зимний сад. Каждое помещение - в своём стиле.

Некогда журналистам железнодорожной газеты "Гудок" Ильфу и Петрову попалась история Стахеева. Из этой истории вырос вечный роман "Двенадцать стульев", так что прототипом Кисы Воробьянинова явился хозяин вот этого дома. Хотя столь жестоко высмеивать его было ни к чему. Ведь Стахеев занимался благотворительностью ничуть не меньше Мамонтова или Морозова, но считал, что афишировать это неудобно. Так вот, история:

"Купец 1 гильдии Н.Д. Стахеев обладал неординарными коммерческими способностями, поэтому сфера его торговой деятельности развивалась с каждым годом. Будучи известным чаепромышленником, он занимался так же торговлей зерном, драгоценными металлами и нефтяными продуктами, держал ткацкие мануфактуры и доходные дома. Для удешевления передвижения своих товаров Стахеев организовал большую транспортную сеть, в которую входили поезда и водные суда. В начале XX века годовой оборот его фирмы составлял 80 миллионов рублей. Перед Первой Мировой войной Стахеев уехал с семьей во Францию. В Европе же Стахеев встретил Октябрьскую революцию, все его капиталы были национализированы. В голове Стахеева созрел опасный, но единственный верный план. В 1918 г. Стахеев тайно вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности. Однако на выходе из усадьбы купец вместе со всеми драгоценностями, которые он смог унести был задержан сотрудниками ГПУ. Стахеев на допросе предложил Ф. Э. Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть "найденных" сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на современной Комсомольской площади в Москве. "

А дом этот с 1918 года находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте.  В 1940 году его отдали Детскому ансамблю песни и танца им. С.О.Дунаевского. Это они сберегли историческую ценность, шикарный паркет, изысканые витражи. И сейчас здесь Центральный дом детей железнодорожников: кружки, танцевальные ансамбли, музыкальные коллективы, шахматы, изостудия, театральные коллективы, школа ведущих, лего-конструирование... Все кружки бесплатные, представляете? Попасть во все уникальные помещения можно всего пару раз в году - в дни открытых дверей. Иногда - на отчетные концерты детей. В этих помещениях часто ведутся теле- и киносъёмки. Например, фильмы "17 мгновений весны" и "Адмирал", телепередача "Битва экстрасенсов". 

Несколько фотографий интерьеров:

Новая Басманная...
Интерьеры Дома ...
Интерьеры Дома ...
Интерьеры Дома ...
 
Интерьеры Дома ...
 

 

Сад им. Баумана
 
Сад им. Баумана
 
Сад им. Баумана
 

Внутренний сад дома является частью сада им. Баумана, вход в который расположен чуть выше по улице. Если хочется отдохнуть - вам туда. Чисто, аккуратно, зелено. Множество интересных полукруглых скамеек. Несколько детских площадок, детский театр Фанни Белл. Грот 18-го века. Крытая галлерея из растений (берсо называется). Бюст Баумана. Уличные тренажеры. Эстрада. Фонтан "Василиск", подаренный Москве городом Базель, на гербе которого тоже поверженный дракон. И обещанный мною киоск с Венскими колбасками всего за... Короче, бюджетно. Не знаю, как эти, а подобные в Вене были очень вкусные. Там мы пробовали в сети Gabor-Steiner-Weg и Würstelstand beim Riesenrad.  Есть и другие точки общепита. Например, "Джон Донн". Теперь точно голодными не останетесь.

 

Фабрика Большев...

А теперь пришло время перейти на Каланчевскую улицу. Можно попробовать выйти на Рязанский проезд, но не будем петлять по жилой зоне, вернёмся к Лермонтовскому скверу. Пройдём мимо его задней части по Красноворотскому проезду. Справа останется массивное здание Главного вычислительного центра Российских железных дорог. Огибаем его. Слева, за сквериком опять видим высотку. Идём снова вверх. теперь по Каланчёвской. Ищем дом № 17.

 Не лишне здесь рассказать предисторию строительства этого здания, тем более, что ещё в начале прогулки я вам этот рассказ пообещала.

Итак, начнём. Первыми и самыми знаменитыми чаеторговцами на Руси были Перловы. Это позже появились Боткины, ещё позже - Высоцкие. Европа, а вслед за ней и Петербург, предпочитали кофе. Москвичи же пристрастились к чаю. Их и звали чаехлёбами, водохлёбами. Говорили, что они чай не пьют только если спят. Основатель династии Перлрвых в начале 18 века Иван Михайлов начал возить в Москву "китайскую травку" без разбора сорта. Сын его Алексей первый придумал делить чай по сортам, продавать не в аптеке, а в магазине и в розницу. Теперь можно было купить полезную траву хоть на одну чашку. И Москва привыкла к чаю.  Не могла и дня прожить без чая. И в 1812 году, как только Наполеон покинул Москву, одними из первых вновь открыли торговлю Перловы. Фамилия процветала. Но наступили другие времена. От основателя чайной фирмы "Василий Перлов и сыновья" старшему сыну Семёну перешли все права и офис на 1-ой Мещанской. Младший же сын Сергей основал новую фирму своего имени, офис открыл на Мясницкой,19 и перешел из разряда партнёров в конкуренты брата. Произошло это аж в 1869 году. К моменту описываемых событий оба брата были уже не молоды и 27 лет руководили своими фирмами. 

В 1896 году на коронацию нового русского императора Николая II в Москву должен был прибыть чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи Ли Хунь Чжан. И вот братья, каждый, в надежде на выгодную сделку,  хотели заполучить себе именитого гостя. Сергей перестроил дом на Мясницкой в стиле китайской пагоды. Её мы видели. Но Чжан не почтил её своим присутствием. А москвичам так полюбилась «китайская шкатулка» на Мясницкой, что вскоре центр чайной торговли переместился туда.

Фабрика Большев...

Замечательную рекламу сделал себе Сергей Перлов. Семён же тоже в накладе не остался. Его направление было иным: получив выгодные контракты с Китаем, снабдить Москву дешевым чаем. Для этого он выстроил Чаеразвесочную фабрику на Каланчевской улице, дом № 17. После 1917 года в здании фабрики разместилась Биржа труда, а в 1929 его передали вновьсозданному тресту "Москошвей". Открылось три цеха: пиджачный, брючный и по пошиву пальто. Позже фабрику переименовали в "Большевичку". И сегодня, пережив взлёты и падения, продажу акций и их возвращение, изучение мирового опыта и инвестиционные скандалы, "Большевичка" продолжает шить мужскую одежду. Она и сегодня востребована на рынке.