16. Бульварное полукольцо

А я люблю Бульварное кольцо
Печаль вечернюю притихших переулков
Где звук шагов, неспешный, гулкий...

Сандуны

А мы идём по Петровским линиям до самой Неглинной улицы. Выходим и видим прямо перед глазами дом № 14. Арочные окна, богатая лепнина. Справа от дома начинается Сандуновский переулок, слева - Звонарский. Мы пойдём слева. Древнее название района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок получили свое название в честь того, что здесь проживали звонари главной московской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле. Впрочем не так важно, как мы будем обходить этот дом. За домом № 14 по Неглинной расположен целый комплекс строенисй (№№3-7). Весь комплекс принадлежит Сандуновским баням. Ну-ка, с какой из этих крыш прыгал почти нагишом в снег статский советник Фандорин? 

Купальни Геллер...
Знаменитые на всю Москву «Сандуны» это не только современный банно-развлекательный комплекс, но и памятник архитектуры XIX века. Впрочем, памятниками архитектуры бани были и прежде, есть и сейчас, и не только в Москве. Стоит вспомнить о термах Каракаллы или о будапештских купальнях Гелерет.

А история их возникновения весьма занимательна. Сила Сандунов и Елизавета Уранова были талантливыми актерами придворного театра императрицы Екатерины II. Молодые люди любили друг друга и мечтали пожениться. Но браку мешал вице-канцлер Российской Империи граф Александр Безбородко, поклонник дивного меце-сопрано Елизаветы. О графе можно бы было рассказать особо: блестящий дипломат был большим любителем женщин, однажды даже подарил российские земли Италии в оплату благосклонности итальянской актрисы Анны Бернуцци-Давиа, за что был побит Екатериной и лишен её поддержки. Но это было уже позже нашей истории. Пока же Безбородко, находившийся на пике влияния, приказал выслать Силу Сандунова в Херсон, а актрису планировал похитить. Но во время комедии «Федул с детьми», автором которой была сама Екатерина, Елизавета Уранова смогла попросить о помощи императрицу. Екатерина была в ярости: приказ о высылке отменили, Сандунова вернули обратно и сразу же обвенчали с Урановой, а вице-канцлер в очередной раз получил выговор. Помимо благославения молодые получили в подарок от императрицы брилианты. Им пришлось спасаться от Безбородко в Москве, где продав бриллианты, подаренные императрицей, Сандунов стал скупать земли, расположенные вокруг речки Неглинной. Земли эти из-за грязи и запаха нечистот, сливавшихся в речку, ценились очень низко. В 1806 году актер построил там бани, а с 1818 года, когда река Неглинная была заключена в подземный коллектор, санитарное состояние района улучшилось и сразу повысилась привлекательность Сандунов.

Сила Сандунов долго изучал банное дело и подошел к организации бизнеса со всей серьезностью. Впервые в истории русского банного дела баня была разделена на мужское и женское отделение. Появились также «дворянские» отделения с коврами, мягкой мебелью и серебряной утварью. В последствии банный комплекс не раз переходил к новым хозяевам.

Сандуны
Сандуны

Полностью перестроенные бани были освящены в 1896 году и это стало событием для всей Москвы. Такого в столице еще не видели. Великолепное трехэтажное здание, роскошные залы, отделанные мрамором и гранитом. уникальные интерьеры - Арабский дворик, Мавританский зал, Готический зал, ирландская и русская парные, античный бассейн. Оборудование Сандуновских (у Акунина - Петросовских) бань питалось энергией от отдельной электростанции, одной из первых в Москве. Кроме того, имела место система вентиляции и фильтрации воды, совершенно революционная по конструкции.
Неудивительно, что популярность обновленных Сандуновских бань была невообразимой. Бани стали клубом для различных слоев общества. Самое дорогое отделение посещалось многими известными людьми: Федор Шаляпин, великие князья Романовы, Чехов и Гиляровский, который посвятил Сандунам лучшие страницы своей книги «Москва и москвичи». В советский период бани стали правительственным объектом, "для избранных". Ситуация изменилась только в 1991 году, когда решением комитета по охране исторических памятников Москвы здание Сандуновских бань было признано памятником архитектуры, и была начата реставрация. Сегодня бани вновь работают для всех желающих. С временем работы, перечнем отделений, услуг и стоимостью можно ознакомиться на официальном сайте Сандунов..

 

 После Сандуновских бань мы продолжим идти параллельно Бульварному кольцу по одному из переулков и очень скоро выйдём на пересечение с улицей Рождественка. На ней между Звонарным и Сандуновским переулками стоит церковь святителя Николая в Звонарях. Ещё севернее на четной стороне виден Богородице-Рождественский Ставропигиальный Женский Монастырь. Но мы не пойдём к ним. И на юг тоже не пойдём. Там в доме № 11 расположилось Строгановское училище, а у самого начала Рождественки стоит огромный "Детский мир". Их мы видели, когда шли от станции метро Триумфальная к станции Театральная.

Мы пересекаем Рождественку и заходим в переулок чуть южнее. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в Вознесенском переулке женского Варсонофьевского монастыря тот стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор  - церковь Вознесения снесли позже, в 1931 году. Сейчас на этом месте в доме № 5 расположена Поликлиника № 1 ФСБ РФ. Дома, которые мы видим сейчас большей частью построены в конце XIX века и являлись доходными.

Улица, которую мы пересечем следующей - Большая Лубянка. Почти у самого Бульварного кольца стоит на Б.Лубянке Сретенский монастырь в память о сретении, т.е. встрече чудотворной иконы Божьей матери, спасшей Москву от нашествия Тамерлана. Да и сама улица долгое время была лишь продолжением Сретенки. Начало Большой Лубянки мы с вами уже видели, на остальной части улицы севернее площади Воровского в большей степени сохранилась застройка конца XIX – начала XX веков, среди которой встречаются отдельные памятники XVII-XVIII веков.

Мы могли бы пройти далше между домами 18 и 20, но Управление ФСБ по Москве и области преградило путь воротами. Придётся обходить заборы с севера, по Сретенскому переулку. Здание управления "спиной" обращено к Малой Лубянке. Пойдём по ней и мы, хотя Милютинский переулок уже и виден впереди.

Храм Святого Лю...

На Малой Лубянке интересны только здания на четной стороне, т.к. по нечетной это в большинстве своём тыльные части зданий с фасадами на Большой Лубянке. Более того, начало улицы вообще не сохранилось. Нумерация начинается с № 8. Мы же посмотрим лишь на здание № 12А католического храма Св. Людовика, самого старого из сохранившихся католических храмов Москвы. Всё время существования СССР храм Св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы. С 1991 года началось возрождение и реконструкция. Увы, витраж, коими славятся все католические соборы, в храме остался лишь один, изображающий Св. Иосифа. Прихожанами храма являются на сегодня как франко- и англоязычные люди, так и русскоязычные. 

Богослужения ведутся:
На русском языке: по будням в 9:00 и в 18:30, по субботам в 9:00 и в 19:00, по воскресеньям в 12:00, 18:30 и в 15:00 (для детей)
На французском языке: по средам в 8:00 и в 20:30 (поклонения Святым Дарам), по субботам в 18:00, по воскресеньям в 10:30,
На английском языке: по воскресеньям в 9:30
На итальянском языке: по воскресеньям в 13:30
На литовском языке: по воскресеньям в 17:00
На вьетнамском языке: по воскресеньям в 19:30
На латыни: по понедельникам, вторникам, четвергам, пятницам и воскресеньям в 8:00.

Если обойти Храм Людовика слева, то увидим, что алтарной частью он смотрит в Милютинский переулок.

 

Станция Датско-...
Станция Датско-...

А рядом в переулке, слева от храма стоит высокое краснокирпичное здание. Этот дом из красного кирпича под номером 5, построенный по проекту А.Э.Эрихсона, и сейчас не кажется маленьким, а в момент строительства в 1904 году это было самое высокое здание Москвы. Здесь разместилась станция Датско-шведско-русского телефонного общества. В 1914 году по красной линии переулка была построена вторая очередь станции  –  здание с большой аркой-входом, украшенной чугунными решетками. По сторонам арки уникальные барельефы – женщина и мужчина, говорящие по телефону. Рядом на фасаде укреплена памятная доска: "Здесь в октябрьские дни 1917 года происходили ожесточенные бои революционных отрядов с белогвардейцами за овладение Центральной телефонной станцией". Так что, в октябре 1917 года эти двое абонентов на фасаде были единственными в Москве, кто разговаривал по телефону. Станцию заняли юнкера, лишив город связи. Переулок превратился в баррикады, станция - в крепость. Станция снова заработала лишь 1 ноября, когда вооруженные большевики одержали победу после трёх дней пулемётного обстрела. Стать телефонисткой было престижно и трудно. Нужны были: хорошая дикция, стрессоустойчивость, умение беречь голос, привлекательная внешность, высокий рост и, как следствие, определенная длина рук и хорошее физическое состояние. Однако, и зарплата была высокой.

Напротив телефонной станции обратите внимание на дом № 8. Этот дом в стиле московского ампира для своей семьи выстроил архитектор Афанасий Григорьевич Григорьев. Он прожил здесь 24 года. Сегодня дом не является жилым, здесь расположены офисы.

Лицей Дюма

С другой стороны от храма, справа, стоит здание № 7, принадлежащее с самого момента строительства  в середине XIX в. учебным заведениям. Два француза, католика  мадам Детуш из рода Депре и купец Жан Виллуа независимо друг от друга пожертвовали деньги на строительство мужского реального училища и школу для девочек соответственно. В 1897–1899 гг. архитектор О.Ф. Дидио построил здание двух французских школ, объединенных общим центральным входом в виде арочной ниши. После 1917 г. школы закрыли. Здесь были химико-индустриальный техникум, школа-четырехлетка, школа рабочей молодежи. Лишь в 1990-х гг. вспомнили о французских школах. Это было начало возрождения частички Франции на этой улице. В 1997 г. между Россией и Францией было заключено соглашение, по условиям которого здание передается в аренду французскому государству на 49 лет. Французский президент Ж. Ширак открыл на здании будущего Лицея мемориальную доску. Реконструкция продолжалась несколько лет. Фасад был отреставрирован в соответствии с первоначальным проектом О.Ф. Дидио. В 2005 г. состоялось торжественное открытие Лицея, названного в честь Александра Дюма. В настоящее время здесь учатся около тысячи детей, обучение ведется на французском языке. Говорят, что по всему зданию: в фойе, кабинетах, коридорах — разбросаны изображения забавных одноглазых пиратов. Это - результат исполнения французского закона о трате 1% от строительства на современное искусство.

Написав последнюю фразу, решила подкрепить её картинкой того самого пирата. То, что я увидела, да ещё с коментариями, повергло меня в шок: это не просто пираты, а иллюстрация книг Дюма, который только и делал, что писал о морских приключениях, по мнению художника. А сами пираты напомнили мне... так дети роботов рисуют. Квадратные ручки-ножки, радиоприёмник вместо гловы, на нём схематическая батарейка  с "+" вместо глаза, другой закрашен, будто повязка надета. Бог с ними, пусть. Но Дюма-то здесь причём? И денежное выражение этого самого 1%... Но деньги тоже не мои, спонсорские, так что пусть с художника спонсор и спросит.

А мы идем дальше.Зайдём в проход между домами 10 и 12. Продолжим движение параллельно Бульварному кольцу и дворами выйдем на Мясницкую улицу.

Мясницкая, 15

Мы вышли из двора на Мясницкую между домами 11 и 13. Левее нас стоит дом № 15. В начале восемнадцатого столетия дома 13 и 15 были разделены переулком. А на территории 15-го располагался главный дом усадьбы с небольшими постройками, которые позже были объединены. Средняя часть территории принадлежала одно время государственному и военному деятелю Якову Брюсу, сподвижнику Петра Первого. В дальнейшие годы здесь сменилось несколько хозяев. В 1907 году строения по Мясницкой, 15 приобретает Иван Емельянович Кузнецов. В 1908-1910 годах на месте старых построек возвели помпезное строение по проекту архитекторов Милюкова, Великовского, братьев Весниных. Дом Ивана Кузнецова на Мясницкой построен в стиле неоклассицизма и является одним из красивейших домов Москвы. Строение оформлено в серых тонах. У входа расположена скульптура льва с гербом в лапах. Барельефы в виде полуобнаженных фигур стилизованы под античность. В центре сооружения оформили крупную арку. Над северным фасадом появилась статуя Меркурия - бога торговли. Иван Емельянович Кузнецов продавал фарфор, стеклянную посуду, фаянс и хрусталь, как и его двоюродный брат Матвей Сидорович, владение которого находились на Мясницкой, 8. Кроме торговых помещений  в доме располагались «Московский Народный Банк», общество «Богатырь» по продаже резиновых изделий, контора Тольха.

Главпочтамт

Ближе к бульварному кольцу расположена "китайская пагода" чайного магазина Перловых (№ 19), а напротив - главный московский почтамт (№ 26) с музеем почты. [пн-чт 10:00-17:00, пт 10:00-16:00]. На этом месте была усадьба Александра Меньшикова. Здание почтамта строили братья Веснины, потолок перекрыт по проекту инженера Шухова. Открытие состоялось в 1912 году. На настоящий момент музей обладает коллекцией из более 40 тысяч оригинальных экспонатов и исторических документов, относящихся не только к почтовой отрасли, но и к родственным отраслям связи – «Телеграф», «Телефон» и «Радио».

Теперь у нас есть два пути: либо мы выйдем на Чистопрудный бульвар и пройдём немного вправо до Архангельского переулка - конечной точки нашей сегодняшней прогулки, либо вернёмся по Мясницкой, пойдём по Банковскому переулку, затем на север по Кривоколенному.

 

Мадрид. Улица л...
Бульвары. Улица...

Я пошла по Кривоколенному. Последний мне напомнил один переулочек в Мадриде. Тот без сомнения менее красив, но не менее кривой. Я, пока шла по нему, всё думала: "и чего у него такое странное название?" Надо сказать, в Мадриде вообще улицы имеют очень экзотические названия, подкреплённые каждое своей легендой, а для верности зафиксированное в виде рисунка на керамической табличке. Улица Льва - картинка со львом, улица Лепанто - картинка с боевыми кораблями, Улица Агила - картинка хищной птицы. А эта звалась calle del codo, т.е. улица локтя. И картинка соответственно: рука в металлических доспехах, согнутая в локте. А как дошли до середины, повернули - и все вопросы отпали. Точ в точ, как на картинке.

Так вот, пока мы ещё идём на север, т.е. переулок ещё не изменил направление, мы видим вдали крест над розово-белым барабаном церкви. Именно туда мы и направляемя. Как только дошли до пересечения с Архангельским переулком, так сразу же резко поворачиваем влево. Буквально третий дом от поворота - № 15А. Это Церковь Архангела Гавриила. Как мы уже могли убедиться, высокая башня этой церкви до сих пор хорошо видна со многих точек округи, в том числе и с Чистых прудов. Задуманная как доминанта над всей Мясницкой слободой, она справляется с этой задачей и сегодня. Однако изначально план создателя храма был более масштабным.

Меньшикова башн...
Меньшикова башн...

Церковь Архангела Гавриила известна с 1551 года как деревянный приходской храм мясницкой слободы. Через 100 лет её возвели уже в камне, а в конце XVII века территорию рядом с храмом выкупил сподвижник Петра I – А.Д. Меншиков. Я уже говорила, что его усадьба была на месте нынешнего Главпочтамта на Мясницкой. Так вот, Александр Данилович к 1707 году значительно перестроил церковь в стиле петровского барокко, которое заимствовало всё больше черт из европейской храмовой архитектуры. Главная черта построек архитектора Зарудного – они вытянуты по вертикали, напоминают башни. Название перешло и к церкви Архангела Гавриила, получившей в народе прозвище «Меншикова башня». Полсотни колоколов подчинялись часовому механизму, доставленному из Англии. Фасады были покрыты белокаменным скульптурным декором, по углам располагались статуи. Но главной особенностью храма был венчавший его огромный 30‑метровый шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом. А высотой "Меньшиковская башня" несмотря на запрет превысила Ивана Великого на полторы сажени. И вот амбициозный фаворит был наказан самим Богом: 14 июня 1723 года произошла трагедия, в шпиль ударила молния, от которой храм загорелся; колокола, проломив своды, разбились, а сама башня надолго оказалась брошенной. Только в 1770‑х годах церковь восстановили, но высокий шпиль не был восстановлен, его место заняла вытянутая главка с винтообразным декором. Также и арки в ярусах башни оказались заложены и в качестве звонниц более не использовались. Утраченные фигуры ангелов с орудиями Страстей Христовых заменены декоративными вазами.

 

 

Совершая прогулку по маршруту № 16, мы обошли стороной несколько объектов, о которых стоит рассказать. Возможно, отдохнув в ближайшем кафе или на одной из скамеек на бульваре, вы захотите взглянуть на что-то из нижеперечисленного.

Итак. Первый объект  находится на площади Сретенские ворота между Рождественским И Сретенским бульварами. Это памятник. Молодая, довольно симпатичная женщина с решительным выражением лица. Позади неё два бронзовых пилона с датами её жизни и цитатами. Это подруга, жена, соратница вождя революции В.И.Ленина Надежда Константиновна Крупская. Недалеко отсюда с 1921-го по 1925 год размещался Народный комиссариат просвещения, где Н. К. Крупская занимала пост заместителя наркома народного образования. Она участвовала в разработке новой системы образования. Памятник установлен в 1976 году.

Пока я читала цитаты на пилонах, меня охватило странное щемящее чувство. Такое чувство посещает меня всякий раз, когда я, такая мудрая на высоте прошедших лет, знающая как всё произошло на самом деле, вдруг сталкиваюсь с мечтами и искренней верой в "светлое будущее" того, прежнего, наивного поколения. Примерно то же чувство я испытываю каждый раз, когда бываю на самой первой улице г. Магнитогорска, Пионерской. Даже по сегодняшним меркам очень широкая, она застроена парой десятков 3-4-этажных каменных домов с коммуналками. Между домами огромные скверы, фонтаны, клумбы, скамейки. Всё зелено, много деревьев, а ведь тут была степь, каждое дерево посажено чьей-то рукой. Всё было задумано на совесть. Люди строили и верили: "Через четыре года здесь будет город-сад". На сегодня фонтаны уже пару десятков лет не видели воды, на клумбах никто не садит цветов, скамейки разрушаются, в коммуналках остались жить только самые неблагополучные семьи. Да и немецкому архитектору Эрнсту Маю в 1930-х годах Советское правительство за работу не заплатило. И мне жаль утраченных иллюзий тех людей. И я малодушно надеюсь - они же уже такие старенькие, что может и не дожили до наших времён, и не знают, что мы не воплотили их мечты...

Так вот, Надежда Константиновна. Ей, увы, довелось увидеть, как рушатся её мечты. Как идеолог коммунистического воспитания она критиковала педагогическую систему, разработанную А. С. Макаренко. Она была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды, инициатором открытия многих музеев в СССР, в том числе музеев Белинского и Лермонтова в Пензенской области. В 1930-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа», но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Интересно, о чем думала пламенная революционерка, видя к чему привели в 1938 году их "души прекрасные порывы". Она умерла в 1939-м, кремирована и захоронена в Кремлёвской стене.

От памятника Надежде Константиновне начинается Сретенский бульвар. А с другой стороны площади Сретенские ворота заканчивается Рождественский бульвар. Пожалуй, он является вторым пропущеным объектом. Вдоль него стоят интересные строения. Дома 5-9 - образец модерна, несколько особняков начала XIX века, в том числе № 12 - дом, где родился и до 13-ти лет жил Денис Иванович Фонвизин. Ну и , конечно, сам Богородице-Рождественский женский монастырь, построенный в XIV веке и обнесенный оградой с башенками в XVII-ом.

Третьим объектом, несомненно является здание, в котором сегодня находится Школа современной пьесы. Петровский бульвар 12-14 - это дом, который в 1864 году желали купить двое: Люсьен Оливье и Яков Пегов. Решив не ссориться, они учредили совместное товарищество "Эрмитаж" и открыли ресторан Эрмитаж. Тот очень быстро стал не только достопримечательностью Петровского бульвара, но и популярным заведением среди москвичей. Именно здесь 6 марта 1879 года состоялся торжественный обед в честь приехавшего в Москву писателя Ивана Тургенева. Петровский бульвар знаменит тем, что его дома связаны с именами Софьи Ковалевской, композитора Р.Глиера, историографа Татищева, диагноста Пикулина и бывавших у него писателей и поэтов.

У нас остался непройденным кусочек Бульварного кольца от середины Покровского бульвара до речки Яузы. Давайте проверим, есть ли там что-то интересное, достойное специальной прогулки? Многие, даже коренные москвичи уверены, что Покровский бульвар ничем примечательным не отличается, но они глубоко заблуждаются. На бульваре сохранились здания в стиле классицизма. Кроме того, здесь есть множество мемориальных адресов, связанных с именами Островского, Левитана, Телешова, Цветаевой, Шаляпина, а также Ленина, Обуха, Келдыша, Дубяги, Бабста и Балтрушайтиса. Однако, самое примечательное здание бульвара - Покровские казармы - мы уже видели.

Пожалуй, стоит взглянуть на дома №№ 2/16 на Яузском бульваре. Один корпус выходит на Подкольный переулок, он построен в 1936 году, другой - на бульварный проезд, дома соединены большой парадной аркой, украшенной скульптурными фигурами горняка с отбойным молотком и колхозницы со снопом и винтовкой. Изначально на том месте, где стоит этот дом в 1758 году находился огромный сад и двор княгини Н.С. Щербатовой. Каменный дом-усадьба Щербатовых сохранилась, его можно увидеть во дворе этого дома.  Мы уже были на этом перекрёстке, когда гуляли по Хитровке.

А вот на самом Яузском бульваре в 2013 году был установлен памятник Расулу Гамзатову. Пусть это будет нашим четвёртым объектом. На открытии памятника в честь 90-летия "певца гор", дагестанского поэта присутствовал Президент России. "Это дань нашего безграничного уважения к поэту, человеку широкой души и необыкновенной мудрости, сыну Дагестана и великому гражданину, патриоту России. Гамзатов был искренне убеждён, что чувство Родины, настоящий патриотизм и национальная гордость за свой народ не могут соперничать друг с другом, и народам России будет хорошо только в том случае, если они будут вместе. Надо отдать все силы на сохранение и умножение многовековой самобытной культуры всех народов России. Для нас сегодня это звучит как призыв", - сказал В. Путин. Действительно, строки стихов Гамзатова, особенно если они положены на музыку, знают и любят и в нашей стране и за рубежом. Его стихи переведены на десятки языков. Самым сильным образом его поэзии без сомнения являются журавли, как души погибших солдат. Гамзатов на памятнике изображен сидящим на кресле, а за его спиной на гранитной стене изображена стая журавлей, а также выгравированы те самые знаменитые слова: "Мне кажется порою, что солдаты...".