Обходя Большой Кремлёвский дворец, мы дошли до Красного крыльца Грановитой палаты, а значит уже стоим на Соборной площади.

Соборная площад...
Соборная площад...

Это главная и самая древняя площадь Кремля. Она сохранила уникальную планировку с первой половины XIV века, когда по указу великих князей московских Ивана Калиты, а затем Дмитрия Донского на верхнем плато Боровицкого холма были построены первые храмы. В конце XV — начале XVI века великий князь московский Иван III построил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле. На месте тех первых храмов выросли новые, более величественные. Сегодня в ансамбль Соборной площади входят: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, Золотая Царицына палата и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».

Соборная площад...

Соборная площадь стала общей для всех храмов папертью. На ней проводились все церковные обряды от торжественных шествий по случаю больших церковных праздников до венчания на царство, отпевания усопших великих князей, брачных церемоний, приемов послов.  А когда столица была перенесена в Петербург, все российские императоры венчались на царство шапкой Мономаха в Успенском соборе Московского Кремля.

 Все архитектурные памятники на Соборной площади имеет большую многовековую историю.

Соборная площад...
Соборная площад...

В 1329 году при Иване Калите на месте современной колокольни Ивана Великого была построена церковь святого Иоанна Лествичника. В 1505 году Великий московский князь Василий III повелел разобрать старую церковь, а на ее месте возвести новый каменный храм-колокольню, посвятив её памяти своего отца Ивана III, умершего в 1505 году. Таким образом, построенная в 1508 году двухъярусная колокольня, была названа именем Великого московского князя «Иван Великий». В 1600 году по указу царя Бориса Годунова к колокольне был пристроен еще один третий ярус для колоколов, пояс кокошников и надпись золотом по синему фону: "Изволением святыя Троицы, повелением великого господаря и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и сына его благоверного великого господаря царевича князя Федора Борисовича всея Руси сий Храм совершен и позлащен во второе лето господарства их" .  То есть, обмануть всех Годунов пытался, не он "сий храм" совершал. Лжедмитрий позже уничтожил эту надпись, но Пётр I повелел восстановить. Общая высота сооружения достигла 81 метр. В 1812 году французские солдаты сняли крест с колокольни и пытались её взорвать, однако пострадали лишь пристройки, которые спустя несколько лет после окончания войны были полностью восстановлены. В галереях колокольни Ивана Великого находятся 34 колокола, изготовленных русскими литейными мастерами разных эпох. Самый древний колокол «Медведь» был отлит в 1501 году и весит более 7 тон. Главным и самым крупным считается 65-тонный колокол «Успенский», изготовленный в начале 19 века. А ещё «Ревун» (1622 г. 32 тонны), "Лебедь", "Голодарь", "Корсун" и прочие. Однако, самым известным является тот, что стоит рядом с колокольней на деревянном постаменте. Это - царь-колокол. Он никогда не звонил, т.к. треснул ещё на стадии охлаждения. Официальная версия - из-за пожара, но не исключена и ошибка литейщиков. Дело в том, что отливка колоколов - дело очень сложное. Необходимо не только избежать каких-либо внешних дефектов, но и заставить колокол звучать. Увы, голос этого 200-тонного гиганта никто так и не услышал. Хотя его чуть меньшие предшественники прекрасно использовались по прямому назначению: 130-титонный в 1552 году и 160-титонный в 1566 году. Но оба были недолговечны, тяжелы и оба разбились. Поверхность царь-колокола покрыта сложным орнаментом, украшена портретом царя Алексея Михайловича. В расплав для улучшения звучания были добавлены кроме меди и олова 525 кг серебра и 72 кг золота. Вес отколовшегося кусочка - 11,5 тонн. 

С 1918 года и на всем протяжении существования Советского Союза колокольня Ивана Великого была закрыта. Не звонили колокола и на соседних Соборах. Осип Мандельштам писал о том времени:

О, этот воздух, смутой пьяный,
На черной площади Кремля.
Качают шаткий «мир» смутьяны,
Тревожно пахнут тополя.
Соборов восковые лики,
Колоколов дремучий лес,
Как бы разбойник безъязыкий
В стропилах каменных исчез.
А в запечатанных соборах,
Где и прохладно и темно,
Как в нежных глиняных амфорах,
Играет русское вино.
Успенский, дивно округленный,
Весь удивленье райских дуг,
И Благовещенский, зеленый,
И, мнится, заворкует вдруг.
Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь...

Соборная площад...

Чуть раньше, в 1479 году на месте обветшавшего собора 1327 года был выстроен новый, пятиглавый, являющийся сейчас старейшим каменным зданием Москвы и полностью сохранившимся, соборный храм Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор). Этот храм является символом единой Руси, кафедральным собором всех митрополитов и патриархов, а также местом коронации всех Российских императоров. С 1918 по 1955 год храм был закрыт. Затем открылся, как музей. Богослужения начались только в 1990-м.

Архангельский собор в том виде, как мы его видим, был построен в 1508 году. До этого здесь стоял самый древний в Москве собор - 1248 года постройки. Этот собор стал царской усыпальницей. В нём похоронены почти все Великие князья и цари из Рюриковичей и Романовых, всего 54 захоронения. А в 1929 году сюда же перенесоли останки и цариц из разрушенного Вознесекнского монастыря. Архангельский собор является музеем, службы в нём не проводятся.

Благовещенский собор выстроен в конце 15 века исключительно русскими мастерами, что редкость для кремлёвских построек. Тогда же храм был расписан, в него перенесли иконы Андрея Рублёва, покрыли позолотой купола. А вот при Фёдоре Иоановиче, сыне Ивана Грозного, центральный крест собора выполнили полностью из золота. Именно его искали французские солдаты в 1812 году, но спутали его с крестом с Ивана Великого, его и украли. В 1917 году при революционных разборках (боях то есть) собор сильно пострадал. Позже был отреставрирован, сейчас является музеем. 

Соборная площад...

Патриаршие палаты фасадом выходят на Соборную площадь. В состав здания включена пятиглавая церковь Двенадцати апостолов. Под церковью — две проездные арки. К северному фасаду пристроена галерея на столбах, украшенная изразцами. В настоящее время в помещениях палат располагается музей прикладного искусства и быта России XVII века. Кроме основной экспозиции в палатах и церкви сохранились элементы первоначального убранства. В церкви можно увидеть фрагменты настенной росписи XVII века в барабанах, а древний иконостас перенесён из Вознесенского монастыря при уничтожении последнего. В Крестовой (Мироваренной) палате обратите внимание на мраморную печь для мира с резной золочёной сенью XIX века и двухсоткилограммовую серебряную кадь для мира.

Соборная площад...
Соборная площад...

Рядом с церковью Двенадцати апостолов,со стороны Ивановской площади, на декоративном лафете установлена царь-пушка, имеющая самый большой в мире калибр, 890 мм. Она отлита в 1586 году на Пушечном дворе литейным мастером Андреем Чоховым. (Мне, как литейщику по специальности, всегда было интересно, как это один человек может отлить хоть что-нибудь? Литьё - сложнейший процесс, начинающийся с изготовления модели, затем формовка, т.е производство литейной формы, затем расплав металла, заливка, правильное охлаждение, выбивка, зачистка. Каждый из этих процессов выполняют соответствующие специалисты. Так кем же был Чохов? Плавильщиком? Тогда кто-же изготовил форму? Формовщиком? Но кто же следил за составом расплава или за технологией остывания? А кто модель делал? Или состав формовочной смеси подбирал? От него тоже качество изделия ой как зависит... Короче, одни вопросы). Так вот, вернёмся к царь-пушке. Её делали для обороны Кремля, а не только для устрашения. И при экспертизе выявили, что как миниму один раз она стреляла. По наружней поверхности пушка украшена орнаментом, изображением царя Фёдора Иоановича и несколькими надписями. Длина её ствола 5,34 м. Когда в 18 веке пушка превратилась в памятник артиллерии и литейному искусству, её переместили в Кремль, сначала к зданию Арсенала, а позже на то место, где мы её и видим. В 1834 году для неё изготовили декоративный лафет и ядра по 1,97 т. каждое.

О Грановитой палате я уже рассказывала, когда речь шла о Большом Кремлёвском дворце, частью которого она является.

Соборная площад...

Между зданиями Успенского собора и Грановитой палаты видны изящные купола церкви Ризоприложения. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой о том, как одежда Богородицы (риза) спасала Константинополь от захвата противником. После принятия христианства на Руси был установлен праздник - день обретения Ризы. Летом 1451 года, накануне этого праздника по неясным причинам грозящее Кремлю татарское войско вдруг бросило всё награбленное и спешно бежало. В память об этом событии митрополит Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь. Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Несмотря на неоднократные разграбления и разрушения, церковь обязательно восстанавливали, так что здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры. При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России.

Соборная площад...

Если вы пришли в Кремль  в субботу в период с апреля по октябрь, то обязательно постарайтесь в 12:00 оказаться рядом с Соборной площадью. Вероятнее всего вы станете свидетелем красивого ритуала - Церемониального развода конных и пеших караулов Президентского полка. Развод могут отменить из-за погодных условий или других причин, но вероятность этого достаточно мала. Отдельной платы за просмотр церемонии не взимают, достаточно того, что вы заплатили за вход на территорию Кремля.