18. Маршрут четырёх религий. Марьина роща

После вкусного обеда можно с новыми силами продолжить прогулку. Если после выхода из синагоги продолжить идти по 2-му Вышеславцеву переулку, то через 100 метров он закончится, одновременно пересекаясь с Новосущевской улицей. На этом углу, по адресу ул. Новосущевская, д. 15 расположен кошерный супермаркет «КОШЕР ГУРМЭ». На сайте магазина рассказывается об основных принципах кашрута, объясняется, почему, покупая продукты в этом супермаркете, вы заботитесь о здоровье своей семьи. Но вот прайс-лист товаров отсутствует. Не мудрено! Здоровая правильная еда не каждому по-карману. Если я вас не напугала дороговизной, то заходите. На 300 кв.м. торговых площадей вы найдёте 15000 различных кошерных товаров, почти на 3/4 привезенных из Израиля, а остальные из Европы (интересно, это в обход санкций? или супермаркет территорией России не считается?). 

Тем же, кого не интересует заморская полезная еда, я предлагаю пройти мимо, преодолеть Минаевский проезд, в который перелился переулок, и дойти до Вадковского переулка. В угловом доме № 7/37 в стиле модерн с эркером и козырьком над входом располагался особняк почетного гражданина А. В. Маркина, а теперь находится "представительство святого Престола", то есть посольство Ватикана.

Район четырёх р...
Район четырёх р...

Второй дом справа, с номером 5, является редким памятником позднего модерна. Это здание было специально построено для воспитательного центра для детей рабочих окраин «Сетльмент». Это было одно из интереснейших педагогических начинаний дореволюционной России. Архитектор здания А.Зеленко лично был соучредителем данного общества. Другим стал молодой педагог С.Шацкий. Общество создавалось по образцу американских воспитательных общин. Необходимые для строительства 40000 рублей были ими собраны у московского купечества. На окраине Москвы был куплен участок земли и построено это здание с окнами разного размера и ритма. В 1907 года здесь начали действовать детские кружки, учебные классы, мастерские, библиотека, небольшой театр и небольшая обсерватория (её организовал математик и астроном М.В.Васнецов, сын известного художника). Это был первый опыт в России по организации учебно-воспитатеольной работы по месту жительства.

В это время Россию уже сотрясали политические бури. В 1908 г. «Сеттлемент» был закрыт, из-за опасения, что основатели пытаются «ввести социализм в среду детей» и ведут революционную пропоганду. Зеленко и Шацкий были арестованы, но вскоре отпущены. Обвинения не подтвердились. Шацкий возобновил педагогическую деятельность в одиночку. Детская комунна возродилась под названием общества «Детский труд и отдых». Она пользовалось большой популярностью в Москве и представляла собой самоуправляемые школу и детский сад для бедных. 

После 1917 года общество «Детский труд и отдых» было преобразовано в «Первую опытную станцию по народному образованию». Ещё через год Шацкий открыл на её базе "Школу радости". Когда школа переехала в другое здание, здесь открылся дом Дом пионеров. Однако сейчас детей из здания выселили. Памятник архитектуры занимает головной офис РИАбанка. Так что увидеть изнутри зал для театральных постановок на первом этаже, 28 помещений для занятий группами, душевые и различные подсобные помещения вы вряд ли сможете. Только помещение операционного зала. Возможно, внутри здание изменилось не меньше, чем снаружи. Облик особняка сильно упростился: фактура стен с набрызгом «под шубу» заменена гладкой штукатуркой, уничтожены каминные трубы, придававшие «замку» романтичности, оконные переплеты темного дерева сменили пластиковые стеклопакеты.

 

Если вы не пожалеете сил, то перед тем, как возвращаться к еврейской Марьиной роще, можете сделать небольшой крюк. Пойдём по Вадковскому переулку. Кстати, в следующем доме по №3 мы всё же не избежим встречи именно с еврейской темой. Здесь находится Ульпан "Иерусалим в Москве". Слово ульпан произошло от слова учение, т.е. это школа. Тут учат языку, на котором написана самая первая священная книга - Тора. А заодно истории и традиции (еврейской, естественно).

Дойдя до начала Вадковского переулка, на углу с Новослободской улицей вы обнаружите краснокирпичный храм в русском стиле. Это - почти всё, что осталось от Скорбященского монастыря. Александра Владимировна Голицына устроила приют на 20 монахинь в половине своего дома. Из Приюта и образовался женский монастырь, названный по её домовой церкви - Всех скорбящих радость. Он существовал с 1865 по 1918 годы. За эти годы было построено несколько храмов, хозяйственный постройки и чудесная каменная ограда.

Район четырёх р...
Район четырёх р...

Почти всё было уничтожено Советской властью. Сохранились и признаны объектами культурного наследия собор Спаса Всемилостивого, рукодельный корпус и часовня на могиле Акилины Смирновой. Именно она выделила средства на строительство этого великолепного собора. Жаль, что 5 его глав не сохранились до нашего времени.

Ещё одна утрата - погост при монастыре. Сейчас за храмом расположен Новослободский парк, а в 1930 году это был Детский парк. Это уже не первый парк "на костях", о котором я рассказываю во время прогулок. Зачем и почему власть не останавливалась перед осквернением могил? Нет могил - нет истории, нет истории - нет памяти? "... разрушим до основанья. а затем..."? Так или иначе, но безвозвратно потеряны не только могилы достойных граждан России, но и надгробия, сделанные по эскизам в том числе В. Васнецова. На территории кладбища был храм Трёх святителей. Цоколь его и сейчас просматривается - прямоугольный холм, поросший травой.  В парке выставлены плакаты с историей монастыря и с планами восстановления архитектурного комплекса. Однако, верующим вернули только здание келий, где временно и проводятся службы. Сам же собор с советских времён занят вычислительным центром Московского Государственного Технологического университета «Станкин».

Район четырёх р...

Если пройти дворами к углу Тихвинских улицы и переулка, то мы увидим Церковь Тихвинской Божьей Матери. И хотя она была построена ещё в конце XVII века, её история всё же связана с монастырём "Всех скорбящих радость". В XVII -XVIII веках церковь была главным храмом Сущевской слободы. В конце XVIII века на территории имения, находившегося по соседству с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, был огромный тенистый парк, и Васильевский пруд, названный в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться и этом парке. К концу XIX века эти владения переходят А.В. Голициной, а позже по её завещанию - Скорбященскому маонастырю. Эта церковь является действующей, богослужения ведутся.

Теперь нам нужно пройти до поворота направо с Тихвинской улицы в Минаевкий переулок, переходящий в Новосущевский. На пересечении с улицей Образцова вы вновь окажетесь в еврейской Москве. А можно преодолеть этот кусочек пути на трамвае. Он как раз едет с Тихвинской улицы до улицы Образцова, никаких ответвлений рельсов нет, так что не ошибётесь.

 

И вот мы у трамвайной остановки "Улица Образцова".

Район четырёх р...

Слева, в доме № 19 по Образцова находятся два кошерных супермаркета - не такие масштабные. как "Кошер Гурмэ", но всё же.. «ПАРДЕС» ул. Образцова, д. 19, стр. 9)   и «ШЕФА ТОВ» ул. Образцова, д. 19, стр. 1

Справа мы видим ограду, которая посвещённому обязательно напомнит стилизовынную менору. Вход обнаружится за поворотом, со стороны ул. Образцова. Прежде, чем войти внутрь, надо познакомиться с историей этого района и помещения.

Итак, сначала поговорим об улице Образцова. Спасибо одной самоотверженной блогер...(-ше?)(-у?) ЛенаЧ, которая провела серьёзное исследование, восстонавливая события, имена и судьбы. Из её исследования стало ясно, что до середины XIX века никакой улицы на этом месте не было. К концу века улица получила название Институтская от Александровского института благородных девиц, а позже - Бахметьевская по имени одного из прежних домовладельцев, жившего "где-то в этом районе в XVIII веке". И домовладение отыскалось: ул. Тихвинская. 2/1 (сравните 2 фотографии под № 10). Оно и сейчас стоит на том же месте. Но сейчас нам важно не это, а то, что усадьба была огромна, включала в себя сад, Неглиненские пруды и мост. Участки протянулись вплоть до того места, где мы сейчас находимся. А позже, уже после смерти всех потомков Бахметьевых участок перешел к их родственникам Голициным. На месте усадьбы был создан сад, которому в середине XIX века хозяин В.С.Голицин дал название "Эльдорадо". Князь сдал сад под увеселительные мероприятия, а в июле 1858 года здесь был дан "роскошный праздник под названием «Ночь графа Монте-Кристо. Эпизод из романа Александра Дюма». На прудах в саду «Эльдорадо» плавали гондолы с венецианскими музыкантами, была великолепная феерия с фейерверками и фонтанами". Писатель тогда путешевствовал по России и несколько месяцев пробыл в Москве. Современное название улица получила в 1949 году в честь академика В.Н.Образцова, а по совместительству - отца знаменитого кукольника Сергея Образцова. Академик жил на этой улице, работал в институте путей сообщения неподалёку.

Район четырёх р...
Район четырёх р...

Теперь надо разобраться, почему со стороны улицы мы видим две вывески, казалось бы взаимоисключающие: Бахметьевский автобусный парк и Еврейский музей и центр толерантности.

В 1927 году, как мы помним, эта улица всё ещё называлась Бахметьевской. Здесь по проекту двух гениев - Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд» был построен гараж, который назвали по месту расположения Бахметьевским. Кроме гаража в автобусный парк входят ещё административный корпус и авторемонтные мастерские. Все здания являются объектами культурного наследия, памятником архитектуры советского авангарда.

Мельникову принадлежит оригинальная идея прямоточной системы гаража (пилообразное паркование), при котором исключается движение задним ходом при парковке, а движение при выезде осуществляется под тупым углом 127º к оси гаража. Первый проект не был реализован полностью, так что всей красоты задуманной композиции мы не увидим, но "построенное в конце 1920-х годов здание Бахметьевского гаража оставалось рентабельным вплоть до 1970-х годов, так как конструкция оказалась способной вмещать увеличение как количества машин, так и их размеров".

Если вы зайдёте за "КПП", то сможете увидеть, что все четыре фасада гаража имеют различную форму. "Главный торцевой фасад гаража с семью въездными воротами обращён на улицу Образцова. Вертикальные простенки между въездными порталами, образно напоминающими приоткрытые книги, а также часть плоскости стены над воротами, остеклены. В верхней части главного фасада Мельников поместил крупную рельефную надпись: «Сторона въездов», при строительстве добавилась надпись «Бахметьевский автобусный парк», на картуше — «Московское коммунальное хозяйство. Гараж построен в 1926-27». Крупными римскими цифрами над воротами были обозначены номера рядов. Выезд из гаража осуществлялся через ворота, расположенные на заднем торцевом фасаде. Над четырьмя центральными воротами заднего фасада размещаются большие круглые окна, напоминающие иллюминаторы. Ещё восемь выездов из гаража устроены в продольной северной стене. Здесь простенки между воротами заполнены горизонтальным ленточным остеклением. Южная стена гаража имеет сплошное ленточное остекление в два яруса. Ритмично расположенные на фасадах гаража окна разных типов, чередующиеся с прямоугольными порталами, придают зданию особую художественную образность, свойственную творчеству Мельникова", пишет реставратор парка Алексей Воронцов. Диагональные пучки света из врезанных в кровлю фонарей рассекают пространство гаража, как витражи. Это был новый, советский храм. Не просто конструктивизм - авангард! 

Район четырёх р...

Внутреннее пространство гаража - это одна из последних работ гениального В.Г.Шухова. Там нет перегородок, а вся кровля в 8500 кв. м. опирается на фермы, которые лежат на стальных колоннах.

В 1990-ые годы комплекс признан объектом культурного наследия, памятником истории и культуры, разрешенным к приватизации. За время эксплуатации здания ни разу не реставрировались, а косметические ремонты и перестройки проводились с отступлением от первоначального проекта. Кроме того, численность автобусов настолько возрасла, что они уже не помещались на данном участке. Автобусный парк был переведён в Бибирево.

Из всех предложений по дальнейшему использованию участка был выбран вариант, предложенный МЕОЦем и синагогой "Марьина роща": создать общеобразовательную еврейскую школу, а сам гараж реконструировать под хасидский культурный центр. И вот в 2001 году земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, Постановлением Правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса за счёт собственных и привлекаемых средств общины.

Увы, состояние здания и конструкций было настолько плачевным, что часть ферм пришлось демонтировать.Затем к реконструкции были привлечены архитекторы, реставраторы, специалисты. С 2002 году реконструкцию осуществил архитектор Алексей Воронцов, который приложил максимум усилий для возрождения прежнего образа шедевра. «Мы не должны забывать, что являемся только учениками таких мастеров, как Константин Мельников и Владимир Шухов» — говорит Алексей Воронцов. Благодаря его бережному отношению к архитектурной истории Бахметьевский гараж получил вторую жизнь

И вот с 2007 года на территории парка открылись московская еврейская школа «Месивта», московская еврейская духовная семинария «Ешива Томхей Тмимим», московская еврейская служба занятости «Аводат Хесед», многофункциональный еврейский медицинский центр Рамбам, благотворительная столовая, Еврейский музей и центр толерантности. Музей призван способствовать укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации. [часы работы вс-чт 12:00-22:00. пт.12:00-15:00, полный билет на основную экспозицию - 400 руб., есть льготные категории]. Конечно, музей в первую очередь рассказывает историю одного из народов России "от сотворения мира". Но это не скучно: 4D-кинотеатр, голографическое изображение быта, в котором вы становитесь участником, например, шаббатной трапезы или приготовления обеда на одесской кухне. А на всё это наложен настоящий звук соответствующих мест.  Имеется и реальное кошерное кафе, так что еда будет не только виртуальная.

Кроме того, на территории с 2008 по 2011 годы существовал Центр современной культуры «Гараж». Он стал первым проектом, реализованным в рамках Российского еврейского музея толерантности. Средства в спасение уникального объекта вложил Роман Абрамович и его подруга Дарья Жукова. Позже "гараж" переехал на территорию ВДНХ.

После посещения центра толерантности, мы продолжим наш путь по улице, лежащей чуть южнее перпендикулярно улице Образцова. Имя улицы - Трифоновская. Длина её более полутора километров, так что, если вы воспользовались моими рекомендациями по покупке проездных билетов на транспорт, часть её вполне можно преодолеть на автобусах №№ 0, 19,24. Вас наверняка удивит наличие трамвайных рельсов вдоль всей Трифоновской, ведь трамваи сюда не заезжают. Увы, вот уже 20 лет движение "временно" отсутствует, ведётся реконструкция, меняются стрелки. Так что, ждём.

Район четырёх р...

На Трифоновской есть два места, обязательных к посещению. Оба находятся на четной стороне. Первое - во владении № 24. Это Армянский храмовый комплекс, состоящий из Собора Сурб-Хач, часовни и различных служебных зданий. Комплекс строился очень долго, но в 2013 году всё же был завершен. Собор стал самым большим за пределами Армении.

Район четырёх р...

Думаю, не лишним будет напомнить, что армяне - древнейший народ. Они жили на Земле ещё до появления Древней Греции и Древнего Рима. Именно на горе Арарат в Армении завершил своё вынужденное путешевствие Ноев ковчег. Армения первой из всех современных государств стала христианской. Ещё в середине 1-го века христианство исповедовала достаточно большая часть её жителей, а в 301 году Великая Армения приняла христианство в качестве государственной религии. Армянская Апостольская церковь - это не Византийское православие и не Римское католичество. Практически, ААЦ - отдельное направление христианства. В армянских храмах мало икон и нет иконостаса, что является следствием местной древней традиции. Иконы в небольших количествах могут быть только в церкви и только освященые рукою епископа святым миром. Их не держат дома и не используют для молитв.

Район четырёх р...
Район четырёх р...

Храм, находящийся перед нами построен с соблюдением всех древних традиций и канонов. Строил его армянский архитектор Артак Гулян. Облицован храм охристо-оранжевым туфом, привезённым из Армении. Постройки такого типа появились в Армении в IV в. Они представляют собой много-купольные сооружения с крестами, купола в форме пирамид, ориентация постройки с запада на восток. Внешне кажется, будто стены храма выложены мозайкой, но эффект получился от использования традиционного для Армении туфа. В наружной и внутренней отделке храма применена резьба по камню. Резчики так же приехали из Армении. Если никуда не спешить, то можно рассмотреть вырезанные на стенах различные сцены из христианской истории Армении. Над входами в собор - святые лики, исторические сцены и надписи на армянском. Этот алфавит известен с V века н.э. А ещё травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и мотивы. 
Около основного входа в комплекс установлен мемориал в память о жертвах геноцида армян. В 2015 году исполнилось 100 лет с тех страшных событий. Холокост случился позже. Для того, чтобы это не повторилось никогда ни с каким народом, необходимо, чтобы человечество не забывало о своей вине!

Район четырёх р...

Кроме того, храмовой комплекс со стороны Олимпийского проспекта украшает хачкар, резное изображение креста в камне. Этот хачкар выполнен из черного и красного туфа. Исскуство изготовления хачкаров внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вокруг собственно креста вырезан настолько мелкий искусный орнамент, что резец иногда заменяется иглой.

В храмовый комплекс ведут два входа - с Олимпийского проспекта и с Трифоновской улицы. Но с улицы - главный. Ворота также отделаны туфом и имеют внушительные размеры.

Район четырёх р...
Район четырёх р...

Второй объект, а по значимости для района - первый, находится в здании № 38. Многие едут за древними храмами во Владимир и Суздаль. Этот же стоит в Москве. Это церковь Трифона в Напрудном. Напрудное - это село, получившее название от одноименной речки. Напрудная значит рыбная. В этом притоке Неглинки её водилось... пруд пруди. Первое упоминание села было в завещании Ивана Калиты в 1339 году: "Се дал юсмь сыну своему болшему Семену... село Напрудское у города".  К XVII веку село превратилось в небольшую слободу на 20 дворов. Датой строительства церкви считается 1492 год - год открытия Америки. Однако есть вероятность, что храм ещё древнее. У Алексея Толстого в "Князь Серебрянный" рассказывается легенда, события которой, судя по всему, произошли ещё раньше, при Иване III.  То ли сокольничим, то ли воеводой при царе служил Иван Юрьевич Патрикеев. Однажды упустил он любимого царского сокола и должен был заплатить головой, если не сыщет его в три дня. Несчастный пришел к Великому пруду, вблизи Сокольничьего леса, стал горячо молиться св. мученику Трифону. Спас его святой, отыскалась птица. На этом месте сокольничий и поставил обетную белокаменную церковь.

Примечательно, что св. Трифон всегда и везде изображался пешим с крестом и серпом или виноградной лозой в руке. Но на Руси получило распространение изображение мученика Трифона на коне с соколом в руках. А сам святой почитается не только защитником полей от вредителей, но еще и помощником в нахождении пропажи и покровителем охотников. Именно так был изображен Трифон и на фреске, которая прежде украшала внешний алтарный выступ церкви, а с 1930 года находится в запасниках Третьяковской галереи. Снаружи к церкви была достроена палатка с лесенкой для защиты фрески, но в галерее всё же надёжнее. Перед демонтажем фреску проклеили папиросной бумагой и осетровым клеем. Далее с помощью зацепов и крюков поддели сантиметр за сантиметром штукатурку, отделяя ее от каменного основания. После снятия фреску поместили на гипсовую основу. Образовавшиеся при снятии трещины по миллиметрам заклеивали яичным клеем. 

Район четырёх р...

Ещё в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. Конечно, не обошлось без участия знаменитого спасителя московских архитектурных шедевров, Петра Барановского. От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. Но все же предусмотрительно были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. В 1932 году была произведена радикальная реставрация: направленными взрывами были «отстрелены» пристройки XIX века. Церковь Трифона, одна из крупнейших церквей Москвы, вернулась к изначальным средневековым размерам. Работы проводились под руководством П.Д.Барановского и Л.А.Давида. Сохраненное древнее здание храма было отреставрировано в 1947–1948 годах архитектором Л.А.Давидом. Были заново выстроены барабан, глава, крест и трехлопастное покрытие. Но верующих в церковь не пускали, больше 40 лет церковь стояла в запустении. Богослужения в древнем храме были возобновлены в 1992 году.

И напоследок ещё один факт: 14 февраля на Руси – день Трифона. Трифону девушки молятся о женихах, о счастливом браке. Не католическому Святому Валентину, а православному Святому. 

Дальше Трифоновская улица изгибается к северо-востоку, повторяя русло речки Напрудной, заключенной в настоящее время в трубу. А мы же, напротив, повернём к югу, покинем эту старинную улицу и продолжим движение по улице, носящей имя Михаила Семёновича Щепкина, актёра, основателя реализма в русском театре, жившего на этой улице. Прежде улица звалась Мещанской (с номером 3), как и ещё три улицы.

Что примечательного на ней увидим? Сразу за Трифоновской церковью - МОНИКИ, областной клинический институт, который с церковью не только граничит, но и имеет прямое сообщение. Правда, тут дорогу ни один маршрутизатор не покажет, ведь "дыра в заборе" - это для нас дорога, а не для него.

Учреждение, сегодня носящее название МОНИКИ было прежде Старо-Екатерининской больницей, ещё раньше, до строительства Ново-Екатерининской у Петровских ворот - просто Екатерининской, а изначально в 1772 году - противочумным карантином. На отделении трансплантации почки и диализа прикреплена табличка, из которой узнаём, что прежде это было родильное отделение, и именно в нём появился на Свет будующий кумир всей огромной страны Владимир Высоцкий.

Район четырёх р...
Район четырёх р...

На территории больницы, но южнее, в д.61 стр. 25, выстроен пятиглавый красивый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в русско-византийском стиле. Строительство началось «в память бракосочетания и священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни императрицы Александры Феодоровны» в 1896 году на средства Александра Павловича Каверина, жившего напротив больницы. Т.к. "колокольный звон мешает больным и сотрудникам", в 1924 году храм, естественно закрыли. Но в 1997 году вновь начались богослужения.

А ещё южнее начинается район с современной архитектурой. Не мудрено. Ведь бОльшая часть местной застройки была уничтожена в конце 1970-ых при строительстве олимпийских объектов: стадиона и бассейна, которые тоже находятся здесь: южнее по нечетной стороне. Но среди немногих сохранился таки один дом: - № 47 стр.2. Первая его ценность заключается в том, что он уже существовал к 1803 году, а значит является представителем допожарной Москвы. Другая ценность в том, что в нём с 1859 по 1863 годы, т.е. до окончания своей жизни, жил человек, чьё имя носит теперь эта улица. Конечно, за эти годы дом претерпел ни один ремонт-реставрацию, Поэтому и был лишен статуса объекта из списка ЮНЕСКО. Однако всё же он является памятником архитектуры и истории федерального значения. К 200-летию со дня рождения актёра этот дом был превращён в его музей. Вещи Михаила Семёновича были переданы в музей его потомками. В музее представлены театральные костюмы Щепкина, личные вещи, портреты, в том числе один из шести сохранившихся прижизненных. Среди бесценных экспонатов - и «Записки актера Михаила Щепкина», тетрадь для которых подарил ему Пушкин. [Музей работает Среда, четверг: 13.00 — 21.00 Пятница, суббота, воскресенье: 12.00 — 19.00].

Судя по всему, вы сможете унать много интересного и о самом актёре, и о 7 поколениях его предков, но, как я уже говорила, дома-музеи - это без меня. Так что, от храма на территории МОНИКИ сворачиваем налево, в Капельский переулок.