5. От Триумфальной до Театральной 4,7 км

 
Камергерский, 4...
Сразу за спиной Антона Павловича начинается дом № 4. Он построен после пожара 1812 года, когда владельцем участка был Ипполит Шевалье. В доме размещалась гостиница и популярный ресторан. Постояльцами гостиницы были Н.А. Некрасов, И.И.Пущин, А.А.Фет, Д.В.Григорович., Л.Н.Толстой. Гостиницу и ресторан описывали Л.Толстой в повести "Казаки" и А.Островский в пьесе "Не сошлись характерами"
В 1879 году для мастерской фоторгафа Императорских театров Канарского на крыше дома была сделана временная надстройка, которую можно видеть и сейчас со стороны дома № 2
Под навесом около гостиницы стояла каретная техника, чтобы жильцы гостиницы могли пользоваться.

 

Но, безусловно, начало Камергерского переулка - это царство театра. И театр этот - МХТ им. Чехова. 
Непосредственно театр находится в доме № 3. К 1882 году единственным владельцем данной усадьбы оказался купец  Г.М. Лианозов. По его заказу архитектор Чичагов перестроил усадьбу под театр: часть двора между двумя зданиями была застроена сценой, а зрительный зал разместился в центральной части задних комнат особняка. После перестройки хозяин сдавал дом в аренду различным театрам.
В этом здании дебютировал Собинов, здесь прошел первый открытый спектакль Частной оперы Саввы Мамонтова ("Русалка" Даргомыжского). 
В 1898 году Станиславский и Немирович-Данченко основали МХТ. Театр располагался в саду "Эрмитаж". В 1902 году Савва Морозов арендовал данное помещение для этого театра. Он вложил 300 тысяч рублей в основательную перестройку. Проект архитектор Шехтель выполнил бесплатно. В результате увеличилась вместимость театра, появилась малая сцена и квартиры для актёров. Например, в квартире № 9 жил В.И. Качалов.   

Слева от театра, в доме № 1 в 1920-е годы размещалось артистическое кафе "Десятая муза". Подразумевалась муза кинематоргафа. В кафе собирались артисты, режиссёры, операторы, художники. Тут подписывались контракты. 
Здесь же проводились собрания поэтов, бывали Маяковский, Брюсов, Есенин, Эринбург...
С апреля 1918 года в здании работало кабаре "Короли экрана", сейчас бы назвали - "Звёзды кино". Там Станиславский увидел Веру Холодную и пригласил её на роль Катерины в "Грозе". Однако, она отказалась, выбрав кинематограф.
Сейчас в здании разместилась Школа-студия МХАТ    Kamerger13
А справа от театра - здание № 3а. Сейчас в нём учебный театр Школы-студии МХАТа. Так же в этом здании то ли с 1947, то ли с 1939 года находится музей МХАТа. В экспозиции документы, сценические костюмы, театральные реликвии, театральная живопись, графика, скульптура, в т.ч. Рериха и Кустодиева.
Художественным руководителем МХТ является О.Табаков, а труппа настолько именита, что можно долго перечислять общеизвестные фамилии. Билеты на спектакли не дёшевы. Их можно приобрести в кассе театра ежедневно с 12:00 до 19:00. На сцене идут спектакли в том числе и Учебного театра.
Музей работает со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00 (200 руб, пенсионеры, студенты 50 руб., до 18 лет - бесплатно)
     Следующий комплекс строений в Камергерском переулке начинается сразу за домом 3а, а оканчивается на углу с Большой Дмитровкой. Если зайти с Большой Дмитровки во двор, то можно увидеть главный дом усадьбы (строение 4). В 1830 году в нём Пушкин приобрёл огромный карточный долг, в 1866 снимал 6 комнат Лев Толстой, в 1880-ых жил известный зоолог Сабанеев, а кроме того дом связан ещё с десятком известных фамилий. Но больше нас интересует угловая часть дома 5/7, строение № 1. В 1913 году хозяйка выстроила этот доходный дом в стиле неоклассицизма с круглым угловым эркером и княжеским гербом.  
 
В начале 1920-х годов в доме размещался Шахматный клуб. Здесь прошла первая Всероссийская шахатная олимпиада, победителем которой стал будущий чемпион Мира Алёхин.
 А в 1924 году здесь открылся книжный магазин, который, несмотря на несколько переименований, сохраняет специализацию до сих пор. И тогда, и сейчас магазин торгует Педагогической книгой.
  А в части дома, примыкающей к Музею МХАТа с 1936 года находится магазин медицинской книги.
На верхних этажах находятся жилые квартиры. Пастернак поселил в этом доме доктора Живаго. А в действительности с 1921 по 1934 год в квартире 23 жил выдающийся русский оперный певец Л.В.Собинов. А позже - его зять писатель Л.Кассиль. А в конце 20-х годов у друзей останавливался М.А.Шолохов. Тут в конце 20-го века обнаружилась рукопись "Тихого Дона", считавшаяся утраченной.
Во дворе дома был парк бутафорских экипажей времён Екатерины Великой. И именитые жильцы пользовались. 
Доходный дом Со...
Доходный дом Со...
Майоликовый дом...
Продолжая путь мы пересекаем Большую Дмитровку и незаметно для себя переходим из Камергерского переулка на улицу Кузнецкий мост. Она так же является пешеходной, и оформление её схоже с переулком.
Название перешло от Кузнецкого моста через Неглинку, которая сейчас спрятана в коллектор. А мост назвали от слободы кузнецов.
Здесь, как и в Камергерском переулке каждое здание - исторический памятник. Давайте остановимся около некоторых. 
Например, строение 2 дома № 3. Это доходный дом М.В.Сокол. На фасаде мозаичное панно. Дом построен в 1904 году в стиле венского сецессиона. Сравните майоликовый дом в Вене с этой майоликой. Эскиз парящего орла сделал художник Сапунов, а "рыбки" - по рисунку Врубеля.  Нижние этажи сдавались под магазины, верхние под квартиры. 
Кузнецкий мост,...

В доме напротив - № 4 -  две части. В одной – доходный дом, в другой – Кузнецкий пассаж.
 
 
 
 
 
 
Дом Хомякова
  Следующий дом № 6/3 – угловой с улицей Петровкой. С 1791 по 1918 год владение принадлежит дворянской семье Хомяковых. Дом состоит из трёх частей.

kuznetzmost6-3-1

В правой части была парикмахерская «Базиль». Фасад украшен керамической плиткой и лепниной. Над входом  - скульптура в виде женской головы, которая представляет одну из дев Рейна – Лорелею. На первом этаже была парикмахерская «Базиль», популярная у москвичей. Оформление витрин было сохранено вплоть до 2000 года, когда в это помещение переехал спортивный магазин. Сейчас здесь Бар. В рассказе «Далёкое» писатель Иван Бунин вспоминал: «Сколько народу стриглось, брилось у Базиля и Теодора».
Корпус в три этажа, занимающий среднюю часть владение на Кузнецком Мосту, 6/3, построили в 1870 году. Оконные ниши первых двух этажей устроены в виде арок. В 2000-х годах на первом этаже открылся модный ресторан «Мост», который в 2007 году перепрофилировали в клуб «The Most».
Здание внесено в список ценных московских градоформирующих объектов.

Третья часть на углу с Петровкой появилась в 1900 году. Первоначально дом состоял из четырех этажей, ещё два достроили в 1931 году. Фасад строения богато декорирован, в оформлении подчеркнуто используются различные строительные материалы. Стиль здания a la Отто Вагнер. Его творения царят в Вене. На первом этаже, как и в настоящее время, в этом здании размещались различные учреждения. В доме по улице Кузнецкий Мост, дом 6/3 снимались сцены фильма «Служебный роман».
С этим домом навсегда связано понятие «Хомяковская роща». Гиляровский так описал 10-летнюю борьбу с государственной машиной
"Громадное владение досталось молодому Хомякову. Он тотчас же разломал флигель и решил на его месте выстроить роскошный каменный дом, но городская дума не утвердила его плана: она потребовала расширения переулка. Уперся Хомяков: "Ведь земля моя". Город предлагал купить этот клок земли - Хомяков наотрез отказался продать: "Не желаю". И, огородив эту землю железной решеткой, начал строить дом. Одновременно с началом постройки он вскопал за решеткой землю и посадил тополя, ветлу и осину.
Рос дом. Росли деревья. Открылась банкирская контора, а входа в нее с переулка нет. Хомяков сделал тротуар между домом и своей рощей, отгородив ее от тротуара такой же железной решеткой. Образовался, таким образом, посредине Кузнецкого переулка неправильной формы треугольник, который долго слыл под названием Хомяковской рощи. Как ни уговаривали и власти, и добрые знакомые. Хомяков не сдавался.
- Это моя собственность.   
Обидевшись на городские власти за запрет строительства по старой линии улицы (дом в этом месте до сих пор стоит под углом к остальной застройке), Хомяков в ответ на предложение о продаже крохотного участка заломил астрономическую сумму, которую московские власти просто не могли выплатить. Скандал был великий и длился все первое десятилетие XX века, на протяжении которого газон посреди дороги продолжал мешать движению. Частная собственность была неприкосновенна. Хомякова травили в прессе, правдой и неправдой пытались этот клочок земли отнять, но он держался. Дело дошло даже до Петербурга, где на уровне Правительствующего Сената было, в конце концов, принято высочайшее решение о выкупе земли. Не за изначальную астрономическую сумму, конечно, но и в накладе Хомяков не остался."
Сейчас, когда этот участок свободен от автомобилей, а отстаивание своего законного права не обязательно считается проявлением эгоизма, общественные организации предлагают засадить пустой треугольник деревьям и воссоздать достопримечательность «с историей», а заодно и поставить такой своеобразный памятник человеку, противостоящему власти.