3. От Баррикадной - туда и обратно - до Триумфальной. 5,2 км

Фонтан-ротонда ...
 Вот мы и дошли до площади Никитских ворот. От неё расходятся Никитский и Тверской бульвары. Здесь Большая Никитская улица делится на две: Большую и Малую. А примечательна площадь своим фонтаном-ротондой. Называется он "Наталья и Александр", а открыт он был в год 200-летия А.С.Пушкина. Сразу за фонтаном мы видим Храм "Большое Вознесение", в котором в 1831 году венчался великий поэт с Натальей Гончаровой. Тут же неподалёку и жили Гончаровы. 
 
 
Церковь Большое...
 Храм выходит сразу на обе Никитские улицы.
В дальнейшем мы будем двигаться по Малой Никитской. Хотелось бы посмотреть на дом, куда отправлял свата А.Пушкин, где увидел контору гробовщика и решил написать повесть "Гробовщик", но тут возникли сложности: с одной стороны во всех источниках говорится, что Гончаровы жили на Большой Никитской. С другой, некоторые источники в интернете, а также анализ найденного рисунка дома говорит, что до 1830 года они жили на Малой Никитской в доме № 19. Другого дома, похожего на обнаруженный рисунок на обеих Никитских не нашлось, так что после осмотра особняка Рябушинского можно отправиться смотреть дом по указанному адресу.

 

Дом Рябушинског...
Музей М. Горько...

Напротив Храма Вознесения по Малой Никитской в роскошном доме № 6/2 в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится Дом-музей А. М. Горького. Экспонаты рассказывают нам об истории писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.    
Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель, работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на М.Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А.Врубель, поражает великолепием.
Музей М. Горько...
 Рябушинские были богаты и влиятельны, владели предприятием АМО, слыли собирателями икон. Однажды Родшильд сказал, что человеку с фамилией Рябушинский готов выделить любой кредит на любой срок.
Снаружи дом  похож на живой цветок. Внутри тоже. Можно обойти дом по спирали - любимая линия модерна. Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.
После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.
Грубоватые книжные шкафы – от последнего жильца М. Горького. Разные источники по-разному описывают заселение пролетарского писателя в этой роскоши. В одних говорится, что Советскому правительству очень был нужен талантливый рупор своих идей. Да и факт возвращения Горького показал бы всему миру правильность курса молодой страны. Вот и предложили они писателю роскошный дом, не хуже, чем на его любимом Капри (а писатель вовсе не был беден).
Другие источники утверждают, что Горький тяготился этим великолепием, подчеркивал, что он здесь не хозяин, а временный пользователь. Сам он был уже болен, ему трудно было подыматься по лестнице. На верхних этажах жила его семья, сам он редко там бывал.
В особняке сохранилась богатейшая библиотека писателя. Здесь проходят литературно-музыкальные вечера.
 Взрослые - 150 руб., школьники и студенты - 50 руб. Часы работы — 11.00-17.30, пн, вт — выходные дни. последний чт. месяца - сандень. Посетителей немного.
Особняк С.Мороз...
Если Вы не пойдёте смотреть дом, где жили Гончаровы, то сразу после осмотра дома-музея М.Горького сверните направо, на Спиридоновку. Совсем скоро на нашем пути окажется дом № 17. Скорее всего, попасть в него с экскурсией не получится, т.к.сейчас это дом приёмов МИДа. Запись на экскурсии происходит не менее, чем за 1,5 месяца, а общее количество участников не более 10 человек. Но можно посмотреть на дом снаружи. 
По имени его первого владельца дом носит имя Саввы Морозова. Этот английский замок похож на дворец. Предприниматель и меценат всё делал с размахом. Фёдор Шехтель с успехом воплотил задумку заказчика. Он отказался от симметрии, соединил модерн и готику. Интерьер оформлял сам Врубель. Особняк был чем-то похож на средневековый замок.
Этот дом - один из претендентов на дом Булгаковской Маргариты.
Дальнейший наш путь будет направлен по Булгаковским местам.
Дом с чайками
Идём по Спмридоновке. Впереди у нас встреча с красивым и мистическим местом. Справа от нас остаётся поворот в Спиридоньевский переулок. Следующий поворот - тот, что нам нужен, Большой Патриарший. Давайте задержимся ещё на пару минут, пройдём по Спиридоновке до дома № 36, стр. 1. Посмотрим на акварельный фриз под крышей в виде чаек. Дом был построен на излёте стиля модерн в 1910 году, поэтому форма его значительно более строгая, чем было тогда принято. А вот использование абрамцевской керамической плити с мотивами чаек и сохранившиеся металлические завитки на решетках балконов и козырьке подъезда - дань уважения к Ф. Шехтелю, разработавшему символику театра МХТ и применившего в интерьере театра и занавеса подобные элементы

Запрещено разго...

 Ну, а теперь возвращаемся. Заходим в Большой Патриарший переулок, ещё совсем немного, и мы слева увидим.... Патриарший пруд. Почему Патриарший? Когда-то на этом месте было Козье болото, а рядом Козья слобода, снабжавшая царский двор шерстью. В начале 17 века Патриарх выбрал это место для своей слободы. Были осушены болота, вырыты и зарыблены 3 пруда. От них произошло название Трёхпрудного переулка, в котором родилась Марина Цветаева. После упразднения в 1700 году Патриаршества, местность опять заболотилась. В начале 19 века пруды засыпали, оставив только один, в декоративных целях. Около него мы сейчас и находимся. В зимнее время пруд превращался в каток и был любимым местом горожан. Сюда приводил кататься на коньках своих дочерей Лев Толстой. 
Павильон-грелка...

 
Возле пруда стоит маленький павильон с огромными окнами и колоннами. Это новый павильон, построенный в 1986 на месте старого, 1938 года постройки. В новом павильоне использованы лепнина, рельефы и модули старого. В 1929 году вокруг Патриаршего пруда прошла линия московского трамвая. В окрестностях пруда во второй половине 1930-х годов был проложен поворотный круг пассажирского трамвая и трасса грузового. Летом возле пруда «спали» трамваи. Для отдыха водителей «Трамвай-Трест» в  1938 году строит деревянный "Павильон-грелку". В нем был буфет. Когда в 1940-е трамвайные пути в этих местах разобрали, павильон  сохранили и использовали как раздевалку для катка.  Сейчас в нём открылся ресторан в лучших традициях советских времён, каждую среду в нём играет джаз, работает ежедневно с 12:00 до 24:00, средний чек 1500 рублей, кухня русская и советская. 
Посидите на скамейке у воды, полюбуйтесь на плавающих лебедей, найдите странный "запрещающий" знак: ЗАПРЕЩЕНО РАЗГОВАРИВАЙТЬ С НЕЗНАКОМЦАМИ. Представьте себе здесь, вокруг памятник Булгакову таким, как его задумал скульптор Александр Рукавишников: множество скульптур героев бессмертного романа, сам писатель на скамейке и огромный примус, он же фонтан. Из-за примуса-то общественность и возмутилась. В результате, герои разбрелись по Москве. Автомобиль, управляемый грачем, мы видели на Б.Молчановке, во дворе дома № 10, Коровьего с Бегемотом совсем скоро увидим у входа в "Булгаковский дом", а макет фигуры Булгакова - в самом музее.  
 Странно, но именно здесь, около Патриаршего пруда по непонятной причине в 1976 году установили памятник баснеписцу И.А. Крылову и героям его 12 басен. Злые языки утверждают, что ими заняли место, чтобы негде было устонавливать памятник Булгакову. Ну, возможно...

А потом, когда посмотрите на памятник И.Крылову и героям его басен, найдите перекрёсток Малой Бронной и Ермолаевского переулка. Здесь в 1920-30-х годах была вертушка, чтобы извозчики заехать не могли. Тут окончилась жизнь несчастного Берлиоза и начался великий роман.

Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.
Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.
Стараясь за что-нибудь ухватиться, Берлиоз упал навзничь, несильно ударившись затылком о булыжник, и успел увидеть в высоте, но справа или слева — он уже не сообразил, — позлащенную луну. Он успел повернуться на бок, бешеным движением в тот же миг подтянув ноги к животу, и, повернувшись, разглядел несущееся на него с неудержимой силой совершенно белое от ужаса лицо женщины-вагоновожатой и ее алую повязку. Берлиоз не вскрикнул, но вокруг него отчаянными женскими голосами завизжала вся улица. Вожатая рванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенно подпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгу Берлиоза кто-то отчаянно крикнул — «Неужели?..» Еще раз, и в последний раз, мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно.
Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной.
Это была отрезанная голова Берлиоза.

Герои Булгакова

 А теперь с перекрёстка Малой Бронной и Ермолаевского переулка пройдём до Садового кольца и завернём направо. Сразу на углу, в доме № 2 была пекарня Волконский. Сейчас дом на ремонте, но, надеюсь, пекарня вернётся на своё место. Выпечка и десерты там были исключительные.   
Дойдя до дома № 10, не пропустите поворот направо в арку. Это царство Булгакова.
 Арка расписана сценами из "Мастера и Маргариты".
Зайдя во двор вы сразу увидите те самые, обещанные мной фигуры Коровьева и Бегемота. Рядом с ними вход в театр-музей "Булгаковский дом". В музее 3 зала, открытых в 2004 году. Там экспонаты, рассказывающие о жизни писателя, а так же выставки. Вход был бесплатным. А вот за организованные экскурсии (дневные, ночные, тематические, театрализованные) необхидимо будет платить. В музее живёт более 10 лет его талисман и всеобщий любимец. Знаете, как его зовут?
В 2011 г. здесь же, но с отдельным входом, открылся театр. Постановки спектаклей по произведениям Булгакова и не только.
Если хотите взглянуть на "нехорошую" квартиру, то вам не сюда, а в подъезд № 6, на 4-ый этаж, квартира 50. В ней писатель жил около 3-х лет. Там не ошибёшься, все лестничные пролёты расписаны "Булгаковым". Это единственный государственный музей. Часы работы вт, ср, пт, сб, вс 12:00-19:00, чт 14:00-21:00, по средам экскурсии 18:00, 19:00, 20:00. Стоимость 150 руб., школьники и пенсионеры 50 руб., студенты и льготники бесплатно, каждое 3-е воскресенье месяца бесплатно. Подлинных вещей, принадлежавших Булгакову не много, но имеет место попытка воссоздать атмосферу эпохи и быта писателя. 
Дом Булгакова
Дом Булгакова
Дом Булгакова
Дом Булгакова