6. Замоскворечье 5,3 км

Большая Ордынка...
Теперь нам необходимо попасть на улицу Большая Ордынка, которая лежит параллельно Большой Полянке.
Обходить, как предлагает навигатор, совсем не обязательно. Вернёмся немного обратно и свернём в Старомонетный переулок, который Вы, наверняка, заметили справа, когда шли к Храму Григория Неокесарийского. Переулок изгибается и ложится параллельно Большой Полянке, а мы не пойдём у него на поводу, а зайдём за шлагбаум у Бизнес-центра «ЛегионI» (посмотрите на фото: дома № № 40 строения 5, 4 и 3 стоят на Большой Ордынке). В центре строения 4 расположен великолепный атриум с живыми деревьями и роялем.
 Заходим под арку – и вот мы на Б. Ордынке. Улица Большая Ордынка выделилась из Большой Ордынской дороги, ведущей в Золотую Орду. Ордынка помнит множество славных и грозных событий. По ней скакал крымский хан Девлет-Гирей, по ней шагали ополченцы и интервенты в Смутное временя, она горела в 1812 году и стреляла в 1917 году. На Ордынке пять древних храмов и множество исторических памятников – особняков, доходных домов, усадеб. Мы увидим лишь малую их часть.
Вот прямо перед нами Церковь Иверской иконы Божьей Матери на Всполье (ул. Большая Ордынка, 39). Всполье – это луга для выпаса скота. Луга постепенно застроились, а название осталось. Во вновь выстроенный в 1802 году храм был перенесен список с Иверской иконы. Её ещё называли Вратница по месту своего явления на Афоне. В Москве список находился в часовне у Воскресенских ворот. Эту икону москвичи, любя, называли «Матушкой заступницей». Истории о чудесах, совершенных ею на Афоне, в Иверии (Грузии) и России, передавались из уст в уста. Та икона и поныне находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. А когда в 1995 году восстановили часовню и ворота, с Афона в Москву прибыл новый список.
Мы же, выйдя из арки, повернём налево и пойдём до дома № 34. Там расположена Марфо-Мариинская обитель. Основала её вдова убитого московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова Елизавета Фёдоровна. Она продала все свои драгоценности, а на полученные деньги купила эту огромную усадьбу. Постройка обители была поручена молодому амбициозному архитектору Щусеву. Это его первая самостоятельная работа. Сёстры занимались благотворительностью, оказывали медицинскую помощь. Они получали соответствующую подготовку как психологическую и медицинскую, так и духовную. Лекции им читали лучшие врачи Москвы.
Но сёстры не были монахинями. По истечении назначенного срока они были вольны уйти в Мир и жить обычной жизнью.
 По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Случалось, что сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание  отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию. При обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. 
В 1918 году Елизавету Фёдоровну арестовали, перевезли в Екатеринбург и убили вместе со всей семьёй Романовых. Но обитель продолжала свою деятельность до 1926 года, а поликлиника - до 1928-го. Руководство взяла на себя княжна Голицина. Когда же и она была арестована, обитель закрылась. Долгое время в ней были различные культурные учреждения. И только к концу 20-го века усадьбу вернули церкви.
Марфо-Мариинска...
В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сёстры работают в военных госпиталях, НИИ им. Склифосовского. В 2010 году на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов. 
Вход на территорию свободный. Сад с цветами, скамейки для отдыха, православное кафе, музей, действующий храм. В 1990 году здесь установили памятник Великой княгине Елизавете Фёдоровне. Можно просто зайти и посидеть в тени. А затем пообедать или просто купить пирожки.
В обители осуществляется экскурсионное обслуживание ежедневно кроме понедельника в 11:00 и в 15:00. Начало - в Покровском храме обители. Групповую экскурсию можно заказать на любой день и время по телефону 8-903-625-70-47
 
Продолжаем наше движение на север по Большой Ордынке. 
 
Слева увидим дом в классическом стиле. Это офисное здание корпорации «Росатом» (ул. Большая Ордынка, 24) По этому адресу находился дом, принадлежавший купцу Лямину. В 1909 году он был передан его дочерью городу, после чего здесь открылись Убежище для беспризорных детей и приют престарелых имени И. А. Лямина. В 1957 году на этом месте было построено административное здание Министерства атомной промышленности СССР 
 Двигаясь дальше, мы видим дом № 17, строение 1. Это бывшая усадьба купца Куманина. Построена она в 18 веке. Старинное происхождение видно по средней, дворовой части дома и по ограде, выходящей на Б.Ордынку. И флигель тогда был 2-хэтажный. Ещё 3 этажа были достроены уже в 1930-х, так что дом приобрёл совсем советский вид.
В 1830-х годах здесь у Куманиных жил Фёдор Достоевский. Дело в том, что жена хозяина была сестрой матери Достоевского. Некоторые исследователи даже считают, что именно этот дом и его обитатели описаны в романе "Идиот" 
Мемориальная до...
В советские годы в квартире № 13 жил писатель Виктор Ардов. У него в гостях собирались многие литераторы. Здесь бывали Борис Пастернак, Аркадий Райкин, Фаина Раневская, Дмитрий Шостакович. Михаил Зощенко, Лидия Русланова, Леонид Утёсов, Александр Солженицин, Арсений Тарковский, Иосиф Бродский, Николай Эрдман, Юрий Никулин и многие другие. Пастернак читал здесь главы "Жоктора Живаго". А в период с 1938 по 1966 годы тут подолгу жила и работала Анна Ахматова. Это с её лёгкой руки к дому № 17 навсегда прикреплено определение "легендарная Ордынка".
В этой квартире состоялась её единственная встреча с Мариной Цветаевой. На доме есть мемориальная доска в честь Ахматовой. Вот только жила Ахматова в южном флигеле, а доска помещена на северный. 
Во дворе дома установлен памятник Анне Ахматовой: скульптора Суровцева по рисунку её друга Амедео Мадильяни.

 

Вот уже совсем близко конечный пункт нашего сегодняшнего путешествия. Хотя именно этому пункту можно было посвятить целый день. У нас впереди встреча с художниками в Третьяковской галерее.
 
По опыту знаю, что любую картинную галерею лучше посещать, имея четкий план, что же ты хочешь увидеть. Ибо нельзя объять необъятное. А осматривать зал за залом, чтобы впечатления в твоей голове толкались и наслаивались - это неправильный путь. Да и пешеходная прогулка по залам намного тяжелее, чем по улицам. Поэтому предлагаю изучить схемы залов. Распечатать их, пометить крестиками интересующие Вас картины, разработать оптимальный маршрут до них и... (Вы не поверите), если придётся идти по залам с непомеченными шедеврами, то просто не подымать глаза на картины. Иначе останОвитесь, увлечетесь, собъётесь с плана. Нам с мужем пришлось поступить именно так в Мадридском Прадо и во Флорентийской Уффици. Рубенса было жалко, зато с чувством окунулись в Гойю. Иногда, правда, забывались и тормозили, но вовремя вспоминали о генеральном плане.
Это официальный сайт музея.
Здесь можно скачать поэтажный план в формате pdf.
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)  четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00  (кассы и вход на экспозицию до 20.00) выходной — понедельник. Цены на билеты - 400 р — взрослые  150 руб. — для льготных категорий  
 Итак, где же она, галерея? Напротив "Легендарной Ордынки", дома № 17 видим вход в 3-й Кадашевский  переулок. Заходим, идём, пока не упрёмся в черные ворота. Тут дорога одна: направо в 1-й Кадашевский переулок. А Лаврушенский лежит параллельно ему слева. Буквально через 10 метров слева мы увидим его вдалеке. Идите прямо туда, за шлагбаум. Ведь впереди уже видеа ОНА!!!
Дом в Лаврушенском переулке № 10 семья Третьяковых купила в 1851 году. В 1856 Павел Третьяков приобрёл 2 картины русских художников. А в 1867 году это была уже богатейшая коллекция русского изобразительного искусства. Коллекция стала Московской городской галереей Третьяковых, которая была передана в дар городу Москва в 1892 году. По мере роста собрания, к музею пристраивались дополнительные корпуса. 
 Центральный фасад исторического здания построен в 1902-1904 годах по проекту В. Васнецова в русском стиле. На фасаде имеется барельеф Георгия Победоносца и название музея, написанное древнерусской вязью. Во дворе установлен памятник основателю галереи – Павлу Михайловичу Третьякову. Левее выстроен Инженерный корпус, где проходят временные выставки, ещё левее – церковь галереи Никола в Толмачах. Там собраны православные святыни.
В историческом здании находится экспозиция русского искусства с XI до начала XX века, начиная от Феофана Грека и Андрея Рублёва. Выбирайте: Рокотов, Брюллов, Иванов, Крамской, Репин, Суриков, Верещагин, Айвазовский, Васнецов, Шишкин, Врубель, Серов. Кроме живописи выставляется русская скульптура и графика. Отдельное место занимает Сокровищница с изделиями из драгоценных металлов.
Был у меня соблазн привести несколько фотографий картин, но я удержалась. Фотография никогда не передаст эффекта присутствия. Идите и смотрите!
Например Ф. С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772. Холст, масло .59,8 х 47,5 . зал 4. Совсем небольшая картина, а за ней огромная тайна жизни. 
«Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
(Николай Заболоцкий, «Портрет» 1953г