В 10-ти киллометрах севернее Мураново лежит ещё одна усадьба из разряда "must see". Ехать до неё нужно с того же Ярославского вокзала на Сергиев Посад или Александров до станции «Хотьково», затем на автобусе или маршрутном такси № 55 до главного входа Музея-заповедника либо до станции «Абрамцево», далее пешком по лесной тропе до Музея-заповедника.

Поленов. Осень ...

Деревня на этом месте существовала уже в конце XVI века. Была сначала Обрамково, затем Абрамково. Помещичья усадьба отстроилась в XVIII веке при Фёдоре Ивановиче Головине. К концу века меняла хозяев и менялась сама. На сайте музея-заповедника "Абрамцево" приведено описание усадьбы в 1800 году: «На правом берегу реки Вори дом господский деревянный об одном этаже и при нем сад с плодовитыми деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же реки Вори, коя в жаркое время имеет широты 3 сажени, глубины 1 аршин, в ней рыбы: щуки, окуни, плотва. На оной состоит мучная мельница о двух поставах и действует во всегодичное время для крестьянского употребления и в соседственные имения. Вода к употреблению людям и скоту здорова. Лес строевой: сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый, березовый и орешник, а частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери: волки, зайцы, лисицы, белки и налетом птицы: тетерева, рябцы, куропатки и прочие. Грунт земли иловатый с песком, к урожаю ржи, ячменя, овса, гречи, льну, конопли, пшеницы и ярового и к произращению сенных покосов средственный. Крестьяне упражняются на пашне и возят для продажи в Москву дрова. Женщины же прядут лен, посконь, шерсть и ткут холсты. Зажитком средственные». И хотя поместье не приносило большого дохода, но всё же ценилось всеми своими хозяевами за великолепное месторасположение. Это были охотничьи и рыболовные угодья, грибные и ягодные леса и красота русских пейзажей.

С. Т. Аксаков д...

В 1843 году Абрамцево покупает человек, который, пожалуй, является главным натуралистом нашей литературы. Сергей Тимофеевич Аксаков был заядлым охотником и рыболовом. Абрамцево, как нельзя лучше, подходило ему для жизни. Здесь же он смог сменить тематику своих сочинений и написать две книги, горячо принятые знатоками - "Записки об ужении рыбы" и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Это были не просто пособия для рыбаков и охотников, но сборники художественных очерков с живыми описаниями природы, с личными воспоминаниями, с точными деталями. Я хорошо помню, как в 70-х годах XX века (через 1,5 века после написания) зачитывался ими мой отец, страстный рыболов и охотник. Чаще других он приводил аксаковскую цитату: "рак не рыба и не мясо, но лучше и того и другого".

Тут же, в Абрамцево, написано и лучшее произведение Аксакова - "Детские годы Багрова-внука" со сказкой-приложением "Аленький цветочек".

Но не только собственное литературное творчество выделяло Аксакова среди современников. Созданная его семьёй атмосфера его московских квартир и усадьбы Абрамцево привлекала к нему в дом на его "субботы" множество писателей, журналистов, ученых и служителей театра. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин, И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, М. Н. Загоскин, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин,  Ю. Венелин, М. Г. Павлов и многие другие. На «субботах» шли споры между западниками и славянофилами. Фактически славянофильство возникло именно в доме Аксаковых, чьи сыновья Константин и Иван были ведущими идеологами этого направления. Оно выросло из творчества Аксакова, из веры в самобытность России, в духовное значение патриархальных устоев русской жизни, хотя сам Аксаков и расходился со славянофилами в этических оценках.

После смерти Сергея Тимофеевича Абрамцево оказалось его наследникам в тягость. Оно было продано, и его новый владелец вписал в историю усадьбы ещё более славную страницу. Усадьба попала в руки истинного хозяина, Саввы Ивановича Мамонтова. Срочно пришлось ремонтировать и реконструировать все постройки. Добавились оранжереи, теплица, сараи, амбары, скотный и конный дворы, водокачка. Кое-что сохранилось до настоящего момента. Увы, не сохранился "культурный посёлок" - школа, больница и столярные мастерские для местных крестьян. 

Абрамцево. Худо...

Мамонтов был купец, промышленник, но с явными задатками Художника. Он сам играл в театральном кружке. учился пению и рисованию, но ещё водил дружбу со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым, историком искусства А. В. Праховым. В его Абрамцево стали завсегдатаями И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» и «Не ждали» Репина, «Аленушка» и «Богатыри» Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, «Видение отроку Варфоломею» Нестерова. Часто бывал у Саввы Ивановича Ф.Шаляпин. При Мамонтове Абрамцево стало центром культурной жизни. В абрамцевской мастерской были созданы более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. В «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Позже произведения из Абрамцевской плитки украсили здания Москвы: панно «Принцесса Греза» М. А. Врубеля – гостиницу «Метрополь», панно К. А. Коровина на темы русского Севера –  Ярославский вокзал, фриз по эскизу В. М. Васнецова  – Третьяковскую галерею. В Абрамцево возродились русские народные промыслы - майолика и резьба по дереву.

Абрамцево. Церк...

В усадебном парке по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова была построена церковь Спаса Нерукотворного. А рядом - первое российское произведение модерна -  беседка по проекту В. М. Васнецова, названная «Избушка на курьих ножках». Около господского дома появились скульптурная мастерская и баня в русском стиле. В Абрамцево игрались домашние спектакли, режиссёром которых чаще всего был сам Савва Иванович. Декорации и костюмы создавались участниками всё того же Художественного кружка. Из этих спектаклей позднее выросла Русская часная опера. Они же повлияли на концепцию Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева.

С.И.Мамонтов вложил в искусство всю душу и большие деньги. Он не смог расплатиться по кредиту и был заключен в Таганскую тюрьму по обвинению в растрате. Через год обвинения были сняты, зал стоя аплодировал этому решению, но Савва Иванович был полностью разорён. Абрамцево - то немногое. что удалось спасти. Он умер 6.04.1918 года и был похоронен тут же, в Абрамцево.

Сама усадьба после революции была национализирована и превращена в музей. Первой его хранительницей стала младшая дочь Саввы Ивановича Александра. Позже Абрамцево побывало и санаторием, и госпиталем. Восстанавливать музей пришлось сыну Мамонтова Всеволоду. Что удалось перевести под охрану государства, мы сегодня увидим.

А мне хотелось бы немного отвлечься от усадьбы и рассказать об одном интересном факте. У Саввы Ивановича Мамонтова было пятеро детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Их имена начинаются на буквы имени отца. В связи с этим мне вспомнился роман Б.Акунина "Алтын-толобас". Во второй главе читаем: "вон там, ..., русская деревня Неворотынская, названная так потому, что у московитов тут всего два поселения, и второе называется Воротынская, поскольку принадлежит стольнику Воротынскому. .... Если бы здесь была еще и третья деревня, они просто не знали бы, как им решить такую головоломку."

Итак, вернёмся в усадьбу. Приведу её план с сайта музея 

 

Абрамцево. План...

 1. Вход в музей-заповедник

2. Касса
3. Людская (1870-е, реконструкция): экскурсии, сувениры.
4. Кухня (1870): коллекция произведений народного искусства.
5. «Скамья Врубеля» (начало XX в.)
6. Мастерская (по проекту В. А. Гартмана, 1873).
7. Усадебный дом (конец XVIII в., перестроен в XIX в.): экспозиции «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».
8. Баня-теремок (по проекту И. П. Ропета, 1877–1878): изделия абрамцевской столярной мастерской.
9. «Избушка на курьих ножках» (по проекту В. М. Васнецова, 1883)
10. Церковь Спаса Нерукотворного (по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова, 1881–1882)
11. Поленовская дача (1882): выставки.
12. Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»: коллекция произведений XX в.
13. Административные здания
14. Туалет
15. Верхний (Поленовский) пруд
16. Нижний пруд
17. Река Воря
18. Туалет, оборудованный для посещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Абрамцево. Глав...
Абрамцево. Флиг...
Абрамцево. Избу...

 Главный усадебный дом - это центр всего комплекса. Вокруг него собираются все постройки и посадки. Экспозиция усадебного дома, посвященная Аксаковым, собрана в основном Мамонтовыми в московских антикварных магазинах и лавках старьевщиков. Другая экспозиция усадебного дома посвящена Абрамцевскому художественному кружку. Это портреты членов семьи Мамонтовых и участников кружка, пейзажи Абрамцева, обстановка, сохранившаяся с тех времен, и многое другое.

В других постройках усадьбы сегодня также размещены различные экспозиции. Даже в бане выставлены изделия столярной мастерской.

В кухне хранится коллекция произведений русского народного искусства, собранная участниками Мамонтовского художественного кружка и дополненная в XX столетии - мебель, предметы крестьянского быта, домовая резьба и другие произведения. 

Но ценны постройки не только внутренним наполнением, но и экстеръером: все они, а так же мастерская и беседка, прозванная "избушка на курьих ножках" и даже Поленовская дача, выполнены в русском,"сказочном" стиле, украшены резьбой по дереву и являются настоящими произведениями искусства.

Внимание! Посещение Главного усадебного дома – только с экскурсионным сопровождением. Экспозиции зимой открыты с 10.00 до 18.00, летом до 19:30. Вход в Музей-заповедник «Абрамцево» платный, продажа билетов заканчивается за 30 минут до закрытий экспозиций. В выходные дни, в понедельник и вторник, работает только парк. Санитарный день: последний четверг месяца (парк работает в обычном режиме). в летнее время экспозиции открыты с 10.00 до 18.00, парк с 10.00 до 19.30; 

Стоимость полных входных билетов на экспозиции:

Усадебный дом 300 руб.,

Церковь Спаса Нерукотворного, Кухня, Студия-мастерская, Поленовская дача, Баня-теремок - 400 рублей.

Музейный парк 60 рублей..