12.Кони, люди, шоколад...
- Подробности
- Просмотров: 323
Я предлагаю начать прогулку , приехав на остановку "больница имени Боткина". Находится она на Беговой улице. Доехать можно маршрутным такси № 593, автобусом Т1 от Белорусского вокзала или автобусом Т79, троллейбусом 95 - от Савёловского. А ещё - дойти пешком от станции метро Беговая. Или, что менее рационально, от станции метро Динамо.
- Подробности
- Просмотров: 446
Улица Беговая, на которой вы окажетесь, выйдя из общественного транспорта, является частью 3-го транспортного кольца. Если повернуться лицом к её четной стороне, то через скверик увидите здание в стиле сталинского ампира. Это - первая точка нашего маршрута - Центральный Московский ипподром.
Между трассой и ипподромом установлена скульптурная группа "Юность (Купание лошадей). Автором её является Р.С.Кириллова, мастер изображения лошадей. Вот и эти - как живые. Всё потому, что лепила их скульптор с натуры, а натура-то была одна, мерин Яша. Помню, меня удивило отсутствия воды в этом фонтане, уж больно живыми казались и кони, и мальчики, и вода. Оказывается, это не безхозяйственнойсть. Не забыли налить воду в фонтан. Просто фонтан планировали, но так и не построили...
Позади вас останется Клиническая больница им. Боткина, в дореволюционные годы носящая имя Солдатенкова, т.к. текстильный фабрикант, купец и книгоиздатель К. Т. Солдатенков, умерший в 1901 году завещал на её строительство значительную сумму. А ещё дальше, по адресу ул. Поликарпова, д.16 расположен Храм Русской скорби. Он чудом пережил времена Советской власти. То ли по причине его удалённости от центра, то ли по незнанию предыстории его строительства? Храм был поставлен в честь великого князя Сергея Александровича (московского генерал-губернатора, павшего от бомбы террориста-эсера И. П. Каляева), а так же «всех убиенных за царя и отечество крамолою 1905 года». Церковь смотрится очень нарядно. Но наш путь лежит не к ней.
Идём прямо к зданию ипподрома. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский умер в 1808 году, за 26 лет до..., но именно ему мы обязаны появлением в Москве ипподрома. Это он вывел знаменитую породу красивых и выносливых орловских рысаков. Любили москвичи посмотреть и на бега (с одноместной коляской), и на скачки (верхом), устраиваемые в районе Ходынского поля. Наконец, был выделен кусок земли, где в 1834 году и открылся ипподром. Трибуны появились значительно позже. А модным времяпровождением бега стали ещё позже, в 1851 году, когда их посетил сам император Александр II и великие князья. К 1881 году было построено новое деревянное здание, устроены привычные овальные беговые дорожки. Бега стали приносить прибыль, стало возможным построить каменное здание с новыми трибунами. Украшением его стли скульптуры лошадей, автором которых стал внук создателя коней на Аничковом мосту в Петербурге - К.А. Клодт.
Многое повидало то здание - и полёты аэропланов, и выступления ораторов, и вновь скачки. Возобновилась племенная работа. Ипподром пережил и фашистские налёты. Перед парадом победителей в июне 1945 года на поле собрали пленных немцев, тех что провели по улицам Москвы и смыли за ними грязь.
Но, увы, в 1949 году здание сгорело. К 1955 году архитектор Иван Владиславлвич Жолтовский возвёл новое здание. Его мы и видим сегодня, исполненное в стиле сталинского ампира по принципу весов. На одной его стороне изящная башенка с флюгером в виде орловского рысака, а на другой - колоннада, портик. Были спасены и конные скульптуры. Одну из квадриг лошадей с возницей стоявшую на одной из башен возле портика старого здания Жолтовский установил над портиком нового. Вторую квадригу он разобрал поэлементно, возницу убрал, двух лошадей стоявших в центре квадриги установил тут же, на новом портике, справа и слева от той самой квадриги, а двух лошадей, тех, что сильно развёрнуты вправо и влево с высоко поднятыми передними ногами, он установил справа и слева у основания башни нового здания ипподрома. Мифологическую часть скульптурного убранства старого здания, включая крылатую Нику, на новое не перенесли, судьба её не известна. Новое здание изобилует лепными элементами, естественно, лошадиной и социалистической тематики. Новые трибуны стали вмещать до 3500 человек. А самая старая часть ипподрома, сохранившаяся с года его основания, — колокол, в который бьют, объявляя начало и окончание заезда.
Лашадиная тематика так или иначе отражена во всей местности, окружающей ипподром. Она встречает вас уже в вестибюле станции метро Беговая, сопровождает названием улиц и переулков - Беговые, Скаковые.., восхищает изяществом скульптур этих благородных животных. Мы ещё увидим тех самых Клодтовских - "Диоскуры, укрощающие коней", когда дойдём по Беговой аллее до Ленинградского проспекта.
При Московском ипподроме имеется и музей. Посетить его можно по предварительносй договорённости (телефоны 8 (495) 945-42-23, 8 (495) 945-42-03) в будни. На стенах музея можно увидеть многочисленные фотографии, картины и награды людей и лошадей — победителей всевозможных соревнований. Сохранились, не сгорели в 1949 году люстра из имперской ложи, часы, мебель из кабинета при ипподроме последнего российского императора Николая II, который обожал лошадей. Отдельной гордостью музея является лифт Буденного, который был построен специально для пожилого Семена Михайловича, завсегдатая ипподрома, и довозил его на четвертый этаж до директорского кабинета. Вы сможете увидеть тренировку лошадей. Для взрослых есть возможность совместить экскурсию с посещением бегов. Для детей по заявке организуется катание на пони, лошади или тройке. Тут же вы получите много новых знаний в области коневодства и соревнования лошадей.
В настоящее время Московский - один из самых больших ипподромов России. Здесь проходят испытания лошадей различных пород на резвость и выносливость, проводятся соревнования по конному спорту, конкур, выездке и др. Кроме того он является научной, опытной базой Института коневодства. При ипподроме работает школа верховой езды. Согласно лицензии организован тотализатор. Прибыль от тотализатора на Центральном московском ипподроме направляется на поддержку и развитие коневодства. Посетители самые разные, много завсегдатаев. Но традиции превыше всего! Женщины! Собираясь на бега не забудьте шляпку!
Конечно, традиция идёт из Англии, где требование к внешнему виду гостей очень строгие: смокинг для мужчин, платье и шляпка для женщин. Строгий dress code которым знаменит Аскот обязателен лишь для гостей Королевской ложи куда можно попасть только по личному приглашению ее Величества. Кто не желает подчиняться этикету в одежде попросят покинуть королевскую трибуну. Royal Ascot это самые известные скачки и одновременно выставка дамских шляпок. На Московском ипподроме пытались воссоздать эту традицию, объявив конкурс шляпок. Наши звёзды шоу-бизнеса с удовольствием участвовали в нём в рамках Гран при радио Monte Carlo. Но на этом, кажется, всё и закончилось. Вы можете возродить и укрепить давнюю традицию. Ведь существовала же она и у нас (посмотрите на фото 1909 года).
- Подробности
- Просмотров: 369
Следующая остановка на нашем пути находится между Беговой улицей и Беговой аллеей почти у самого Ленинградского проспекта. Однако, я предлагаю от ипподрома пойти не по Беговой аллее, а чуть дальше, по Скаковой улице.
Обходм ипподром слева, выходим на Беговую аллею. Вот он, дом № 7Б, он же № 27 к. 3 Ленинградского проспекта. В нём сейчас универсам Верный. Но боковая его часть кирпичная, видна старинная кладка. Таких зданий было когда-то несколько, сохранилось - одно. Тут располагались конюшни Императорского скакового общества.
От конюшни сворачиваем налево, на Скаковую улицу. Не перепутайте, т.к. улица здесь ветвится. Вот за забором красивый особняк (ул. Скаковая, д.7). Это дом Скакового общества. В 1903 году он стал дебютной работой архитектора Ивана Жолтовского. Удивительное кружево судьбы. Ведь здание ипподрома - его же работа, выполненная через 42 года. Скачки ассоциировались с Англией, т.ч. дом выполнен в духе английских особняков. Фасады украшены лепными фризами с изображениями скачущих лошадей. Интерьеры залов работы художника Игнатия Нивинского так же изысканны. В особняке размещались Императорский зал для заседаний и приёмов, канцелерия, библиотека, бильярдная, столовая, хозяйственные службы. Кессонированный потолок весь покрыт росписью. С балкона полуротонды видна была беговая дорожка ипподрома.
Идём в сторону Ленинградского проспекта. Слева арка в доме № 3 (дом относится к Беговой аллее). Можно пройти туда, чтобы попасть к дому-сороконожке. Но справа впереди совсем рядом дом № 3 к.1 по Скаковой. Давайте подойдём к нему, чтобы потом не возвращаться. Это конюшни Леона Манташева - комплекс зданий в стиле венского барокко, построенный в 1914-1916 годах по проекту братьев Весниных. Левон Манташев, сын «нефтяного короля» Александра Манташева, был страстным лошадником, владельцем около 200 породистых скакунов и авторитетным специалистом-коннозаводчиком. Вон и вензель Манташевых над аркой. После революции его конюшни на Скаковой аллее были национализированы и превращены в гараж Москоммунхоза. В 1999 году здание передано Государственному академическому театру классического балета под руководством Н.Касаткиной и В.Василёва. До возрождения здания ещё далеко, однако в нём всё же расположилась детская студия балета. Фасад выглядит более-менее ухоженным, но если заглянуть через забор во двор, то увидим обшарпанное здание бывшей кузни и собственно жилой дом Манташева.
Ну вот, теперь можно вернуться, пройти в ту самую арку, пересечь Беговую аллею и оказаться около примечательного дома на ножках (ул. Беговая, д.34). Его зовут домом авиаторов, т.к. после строительства в 1980 году в нём выделяли квартиры работникам авиационного завода «Знамя Труда», Лестницы в доме вынесены в отдельные «башни», соединяющиеся с этажами открытыми мостиками. А под домом можно свободно перейти с Беговой аллеи на Беговую улицу. Там даже газоны разбиты. Этот дом был одной из первых работ архитектора А. Д. Меерсона.
- Подробности
- Просмотров: 318
Тут же, на Беговой аллее, только справа стоит ещё один примечательный дом. Точнее, стоит он на углу Ленинградского проспекта и Беговой аллеи. Так что, дом мы обязательно осмотрим, но сначала давайте пройдём по аллее до самого проспекта, развернёмся и посмотрим в сторону ипподрома.
Мы оказались у въездных ворот на бега. Аллея ведёт непосредственно на ипподром. Никакой жилой застройки здесь прежде не было. И въезд был очень красив. Вот они, укрощенные кони, выполненные по эскизам барона Петра Клодта его внуком, К.А. Клодтом. Жолтовский при постройке нового здания ипподрома планировал вписать между ними въездную арку. Сохранились и эскизы, но что-то не сложилось... Так что, сегодня вообще не очень понятно, зачем эти кони стоят у Ленинградского проспекта?
"Диоскуры, укрощающие коней" великолепно смотрятся на фоне жилого дома № 27 по Ленинградскому проспекту. Вы думаете, это мрамор? Ничего подобного. Это железобетон!. В 1940 году материал был в новинку. Литые бетонные решетки лоджий выполнены по эскизам знаменитого графика Владимира Фаворского. Оттого дом и прозван "Ажурным". Такое панельное домостроение мне по душе.
Вдоль Ленинградского проспекта, в доме № 25 некогда располагался трактир "Перепутье", в котором, если верить Гиляровскому, собиралась разная публика перед бегами, чтобы обсудить шансы лошадей да поставить на них на тотализаторе.
- Подробности
- Просмотров: 388
Ну вот мы и вышли на Петербургский тракт, Ленинградский проспект то есть. Когда-то это был единственный путь из Северной столицы в историческую. Историческая лежит справа от вас. Проспект достаточно широк. Вдоль него стоят интересные здания и справа, и слева.
Если перейти автомобильную дорогу по подземному переходу, то почти сразу вы окажетесь около знаменитого здания. Сейчас в нём расположился отель Советский. И театр "Ромен", И, конечно, ресторан Яръ. На сегодняшний день это уже четвёртое явление ресторана. Первое случилось в 1826 году на Кузнецком мосту по воле француза Tranquille Yard. Его имя и получил ресторан. Второе - в 1836 году в Петровском парке, деревянное, одноэтажное. Цыганские выступления в Москве были запрещены, а здесь, за пределами города - можно. И вот, отведать лучшей кухни и послушать лучшее пение сюда собирался весь цвет.
В 1896 году «Яр» приобрёл бывший официант Алексей Акимович Судаков. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. На открытии впервые исполнялась песня, которая и сейчас, через 100 лет пользуется популярностью: "иль поехать лучше к "Яру" разогреть шампанским кровь." Это было третьим рождением.
После 1917 года ресторан был закрыт, после переделки в здании были кинокурсы, клуб, спортзал, техникум, в конце концов к нему достроили угловой корпус и открыли правительственную гостиницу "Советская", при которой тоже был ресторан - "Советский": "Жил в гостинице "Советской" несоветский человек...". Но и этот этап в жизни здания закончился.
В 1998 г. началось четвёртое рождение, начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу «Яра». И вот восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г., воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по подобию фонтана Большого театра. Главное - восстановлена атмосфера начала XX в. и изысканная кухню. Кого только не помнит "Яръ" за 190-летнюю историю: Пушкин, Гиляровский, Шаляпин, Савва Морозов, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Васнецовы, Левитан, Огарёв и Герцен, Врубель, Серов, Владимир Высоцкий и Марина Влади, мать Тереза, Индира Ганди, король Испании Хуан Карлос, Маргарет Тэтчер, Иосиф Сталин, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер... Серьёзные купцы и меценаты позволяли себе устроить в "Яре" шумный кутёж с превращением рояля в аквариум, битьём венецианских зеркал и метанием горчицы в официантов. Но и платили за всё исправно, точно по прейскуранту. Ресторан выполнял все прихоти посетителей.
Восстановлен и отель "Советский", имеющий на сегодня 4 звезды и амбициозные планы на 5. Один из залов "Яра" был настолько велик, что вместил в себя целый зрительный зал театра "Ромэн". В другом - рассказ о прошлых спектаклях, актёрах, костюмах... И вот кажется мне, что расположение здесь цыганского театра - не случайность, а дань старым традициям.
О других залах, которые и сейчас существуют в ресторане, приведу цитату:
Каждый зал ресторана имеет свою историю. Главный зал «Яра» с большой двухъярусной сценой, бархатными кулисами и 15-метровым потолком, украшенным огромной хрустальной люстрой, поистине потрясает масштабностью и витающей атмосферой русских гуляний. Интерьер «Зеленого бара» с массивным деревянным буфетом, гравюрами с видами старомосковской жизни, камином и зелеными бархатными портьерами выдержан в строгом деловом стиле. Здесь предлагаются алкогольные напитки, коктейли и сигары. Элегантная и дорогая классика — так можно определить стиль «Зеркального зала», предназначенного для респектабельных обедов в узком кругу: старинные сводчатые окна, белый рояль, зеркала в золоченых рамах и отражающийся в них блеск хрусталя. Наполненная дневным светом «Галерея Судакова» создана в честь одного из владельцев «Яра» — купца Алексея Акимовича Судакова — талантливого ресторатора, владеющего рестораном с 1896 по 1918 гг. Интерьер выдержан в стиле ресторанных галерей отелей «Ритц» в Лондоне и «Плаза Атене» в Париже. Летняя терраса «Яра» находится в тихом внутреннем дворике. Патефон, романсы Вертинского, подшивки журнала «Юность», чаепития из большого старинного самовара, согретого на еловых шишках, пряники, пироги и баранки, варенья разных сортов и настольные игры переносят в Москву XIX в. Не будет преувеличением сказать, что «Яръ» — ресторан-театр. Шоу «Русский бал в «Яре» по зрелищности близко к парижскому «Мулен Руж».
Рассмотрите это здание по адресу Ленинградский проспект, д.32/2. Оно было вновь перестроено в 1952 году. Сейчас уже трудно узнать в нём творение Эрихсона. Многочисленные перестройки создали новые окна и балконы, добавили балюстраду над входом, установили бюсты авиаторов. которые позже были заменены на скульптурные аллегорические фигуры.
Ресторан работает ежедневно с 12:00 до 00:00. До 17:00 действует скидка на всё меню. Многие блюда точно повторяют тот дореволюционный ассортимент. Всё очень дорого и помпезно.
Страница 1 из 2