Ещё один архитектор рубежа XIX и XX веков, претендующий на звание "короля модерна" наряду с Шехтелем - Лев Николаевич Кекушев. Любое здание, оставленное им нам в наследство, перепутать с другими невозможно: на своих творениях великий архитектор оставлял своеобразную визитную карточку, а именно - изображение льва. Где - барельеф, где скульптура, где рисунок. В сочетании со стилем модерн царь зверей точно свидетельствует, что автор данного здания - Лев Николаевич Кекушев.
Кекушев не был москвичем. Он родился в Вильно. Получил образование гражданского инженера. Во время работы выполнял в том числе и обязанности помощника архитектора. Ему ещё не было и тридцати лет, когда он вышел в отставку и переехал в Москву. Занялся частной архитектурной практикой. Первое громкое творение Кекушева - центральные бани Хлудовых. Устроившись помощником к самому высокооплачиваемому московскому архитектору Семену Эйбушитцу, Кекушев проработал на этой стройке почти четыре года. Он не только установил прочные отношения с именитой купеческой фамилией, но и сделаться полноценным соавтором проекта. Эйбушитц доверил ему отделку всего банного интерьера. Результат превзошел ожидания. Особенно поражала спроектированная Львом великолепная двухмаршевая лестница в холле с двумя грифонами у подножия. «Ну и размах у вас, молодой человек! — воскликнул всегда сдержанный Семен Семенович. — Подобное я видел только в парижской Гранд-опера».
За время этой стройки Лев Николаевич овладел разными прикладными технологиями, в том числе ковкой, травлением металлов и стекла — и составил себе имя в среде московского купечества, откуда вышли и первые его заказчики. Кроме архитектурных идей Кекушев активно внедряет и свои инженерные разработки. Другим счастливым случаем в карьере Льва Николаевича стала встреча с Саввой Мамонтовым. Для строительства Вологодско-Архангельской железной дороги, он искал архитектора, который смог бы быстро и качественно выполнить проекты необходимых строений — станций, вокзалов, водонапорных башен, паровозных депо, казарм для служащих, будок стрелочников и даже бань. Справившись с этим заданием, Кекушев получил заказ на обустройство по последнему слову европейской науки и техники гостиницы "Метрополь". И хотя отель в итоге Кекушев не строил, но в служебную командировку по Европе съездил. Это дало толчек к творческому подъёму, который воплотился в последующих работах.
Первая постройка Кекушева в стиле модерн — это особняк, известный как дом Листа в Глазовском переулке. Дом Кекушев строил для себя, но в конце концов уступил предложению продать его. И тут же взялся за превращение ресторана "Прага" в самое шикарное и респектабельное заведение Москвы. Заказы сыпались один за другим. Выстроил зодчий и дом на Остоженке для своей разросшейся семьи. Тогда-то впервые он и поставил на фронтоне огромную фигуру царя зверей, увы, ныне утраченную. В своих творениях Кекушев вседа воплощал свои самые буйные фантазии. Интерьеры всегда были великолепны. Каждая деталь вплоть до дверных ручек и оконных шпингалетов была тщательно проработана им на бумаге. Оконные переплеты у Кекушева никогда не повторялись. Для каждого заказа были свои прорисовка дверей, дубовые панели, витражи и потолочные росписи. Были построены и особняки "на продажу" на Поварской улице. Это было новшество для России, т.к. прежде архитекторы выполняли лишь заказы конкретных владельцев. Интересен доходный дом на Пречистенке. В нём поселился сам Кекушев, когда произошел разрыв с женой. Возможно, именно этот разрыв стал той точкой, после которой постепенно Лев Николаевич отошел от дел. Нет достоверных сведений, как закончилась его жизнь. Даже его дети различно указывают на год смерти зодчего. Предположетельно, они не хотели придавать огласке душевную болезнь своего отца в последние годы его жизни. Только после 1912 года Лев Кекушев уже не брал ни одного заказа. На смену модерну уже шел конструктивизм. А это - уже совсем другая история...