Я не претендую на лавры серьёзного научного исследователя. И данная статья не является точной справочной информацией. Будем считать её попыткой поделиться впечатлениями от увиденного.
Поскольку и ВСХВ, и позже ВДНХ изначально являлась моделью идеального города, воплощением мечты граждан о стране, которую мы хотели построить, то все постройки Выставки должны были вызывать восторг и восхищение, способствовать подъёму духа, убеждать в правильности выбранной дороги.
Этой цели служат даже входные арки. Их всего три: Южного, Главного и Северного входов. Северная арка, белая с золоченым арнаментом, была главной при открытии выставки в 1939 году. Она вела на Административную площадь. На фризе Южных ворот видим награды участников Выставки, а сверху - скульптуру "Изобилие" с гербом СССР. Этот вход ведёт в зелёную зону ВДНХ - результат "правильного" земледелия. Но символом ВДНХ всё же является арка Главного входа, по сути - триумфальная, знак славы страны-победительницы фашизма. Над аркой установлена скульптурная группа "Тракторист и колхозница", поднимающая над головой сноп, снятая с Башни конституции "Главного" павильона 1939 года.
Заходим через эту арку на Центральную аллею. Проходим по аллее фонтанов и останавливаемся у Центрального павильона № 1. Высота его до звезды на шпиле - 97 метров. Три яруса. Из украшений - лепнина в виде эмблемы СССР, гибсовые овощи-фрукты, орнаментный рисунок да колонные портики. Посмотрите на медальоны с гербами союзных республик над колоннадами. Их, как и девушек в фонтане "Дружба народов", по 16. Всё по той же причине. Но 16-й - пустой, герб Карело-Финской ССР заровняли штукатуркой. В залах Павильона № 1 после проведенного ремонта вновь проходят выставки.
За Центральным павильоном расположен фонтан "Дружба народов", а вокруг него, и дальше, до следующего фонтана "Каменный цветок", павильоны - один красивее другого.
В павильоне № 2 размещается "Народное образование", а похож он на советскую здравницу. Ещё бы, он же был выстроен для региона "Северный Кавказ". Посмотрите на эти стройные белые колонны и на растительный орнамент карнизов и колонн.
Следующие три павильон (№№ 4, 5, 6) строились для Прибалтийских республик. В оформлении павильонов широко использовались керамика, майолика, янтарь, витражи, орнаментные рисунки и тема сельского хозяйства.
Прежде,чем вернуться к осмотру республиканских павильонов на Главной аллее, посмотрите на стоящие чуть вглубине, правее Прибалтийских, павильоны №№ 9 и 8: Юные техники и Юные натуралисты. Тут же - Сквер юнатов.
Возвращаемся: на площади вокруг "Дружбы народов" с противоположной от Прибалтийских стоят павильоны №№ 67, 68, 71 - Карелия, Армения, Атомная энергия (РСФСР).
Далее с левой стороны площади стоят павильоны, принадлежащие раньше, а некоторые снова, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджану, Поволжью. Часть из них ещё не приобрели свой исторический вид, "в процессе", так сказать. С правой же стороны - два здания. Одно принадлежало Ленинграду и всему Северо-западу РСФСР (№ 64), другое - Узбекистану (№ 66). Последнее весьма самобытно. Главный элемент декора - хлопковая коробочка, которая встречается и лепнине, и в панно. Под ажурной стальной ротондой бьёт фонтан. На фасаде - орнамент из национальных узоров.
Посмотрите на эти павильоны. И ещё:
Когда Выставку перепрофилировали, павильоны странным образом перестали соответствовать своему внутреннему содержанию. Сельскохозяйственные большей частью остались на своих местах, а вот здания Союзных республик и регионов отдали различным отраслям промышленности. В итоге резной фасад из морёного дуба со сценами труда рыбаков и земледельцев почему-то стал принадлежать Печати. А раньше-то Карелии (№ 67).
А у здания Вычислительной техники (№ 14) до того, как его "обшили" современным материалом. отчего-то был восточный колорит - сталоктитовый карниз и цветной майоликовый орнамент, золоченая виноградная лоза. Об Азербайджане напоминает. Вот и было принято решение "осовременить" сталинский ампир в духе начала 60-х годов.
Вот павильоны № 11 Металлургия, который прежде принадлежал Поволжью и № 15 Радиоэлектроника и связь - Казахстану.
Сейчас, когда красоту освобождают от скрывающеих её саркофагов, можно снова всё это осмотреть. Подробнее о спасенных шедеврах можно прочитать здесь.
Завершает эту площидь павильон. принадлежащий Украине (№ 58). Правда ныне Украины там нет, не хочет, видимо, самостийна страна быть представлена на чужой выставке. Но оформление павильона выдаёт его хозяйку. Керамические стены с карнизами, украшенными позолоченными колосьями напоминают, что Украина была житницей всей страны. В арке - витраж про Переяславскую раду, узорные стеллы для флагов установлены в память о 300-летии воссоединения Украины и России. Внутри все стены расписаны на тему нашей дружбы. Ну, про политику говорить не будем, у нас другие задачи: красоту посмотреть. Вот по углам павильона сверху стоят бетонные девушки в венках, покрытые смальтой.
По бокам от "Украины" стоят павильоны "Зерно" (бывш. Московская, Тульская, Рязанская области" № 59) и Белоруссии (№ 18). Первый похож на Кремлёвскую башню и увенчан пятиконечной звездой. Над вторым высится фигура Родины, позолоченной колхозницы. Колонны обвиты майоликовыми плодами. Над входом фреска о построении в Белоруссии социализма. На втором этаже - скульптуры рабочих-крестьян-ученых Республики.
Сразу за Украиной открывается площадь Промышленности (бывш. Механизации). На ней - макеты летательных аппаратов, за ними - павильон "Космос". Его купольный зал и гранёные башни со скульптурами видны со многих точек ВДНХ. Павильон сейчас на реконструкции, скоро откроет двери для обновлённой экспозиции об истории авиакосмической отрасли. Увы, часть бесценных экспонатов навсегда утрачены.
Однако, и сельскохозяйственные павильоны не менее интересны.
Сразу за "Космосом" - павильон Мясной промышленности, он же "Главмясо". В прежние годы здесь не только рассказывалось о переработке мяса, но и продавалась продукция. Думается, это были самые вкусные колбасы и сосиски в стране. Капителии колон украшены бычьими головами, да и на крыше стоит великолепный бык.
Из павильонов, расположенных правее найдите № 48-49 - Овцеводство. Сейчас в нём расположен городской конный центр, а в прежние годы выставлялись овцы и козы. Над фальш-колоннами симпатичные белые головы баранов.
В самом дальнем правом верхнем углу у Лихоборского входа стоит павильон "Кролиководство" со скульптурами работниц в белых фартуках у входа. На руках у них кролики, и на фризе - тоже кролики.
Если пойти от центральной аллее налево, к входу из Ботанического сада, то левее павильона "Космос" в здание № 44 сейчас расположен Политехнический музей ВДНХ. Когда-то это был "Хлопок", затем "Транспорт". Красивая колоннада, растительный орнамент, скульптуры и вазы над фасадом. Внутри тоже красиво. И познавательно :).
Идем дальше, мимо Москвариума и памятнику Мичурину. И там между Берёзовой рощей и Шереметьевской дубравой находим павильон № 27 - "Физкультура и спорт" - одно из немногих зданий Москвы, имеющих пятиконечную форму. Поблизости найдите отреставрированные скульптуры "Футболисты", "Баскетболистки", "Альпинисты". Фасад оформлен знаками ГТО и барельефом знамён. Внутри купол расписан фреской "Парашютисты".
Теперь пойдём от павильона № 27 направо вдоль границы ВДНХ. Вскоре перед нами встанет маленькое чудо, павильон № 35 "Табак". Он напоминает восточную беседку, облицованную цветными изразцами, украшенную кокошниками и точеными балясинами. Над крышей высится шпиль. Пожалуй, это больше похоже на табакерку.
Следующее за "табакеркой" здание № 284 - ресторан "Золой колос". Мне бы хотелось сказать, что обед в этом ресторане станет достойным завершением нашего путешевствия, но "увы". Здание закрыто на реконструкцию. А было весьма популярным местом. Запись на посещение была на полгода вперёд. Интересна и внешняя архитектура, и внутреннее убранство. С террасы можно было видеть фонтан "Золотой колос" и ланшавтные виды всей Выставки. Может быть скоро вновь можно будет увидеть его во всей красе и попробовать его знаменитое меню. Пока же можно перекусить в каком-либо другом из многочисленных кафе и закусочных ВДНХ.