Вот кто действительно является величайшим русским архитектором рубежа XIX и XX веков, так это - Фёдор Шехтель. Он по праву был востребован и обласкан, стал кавалером орденов св. Анны и св. Станислава. Стиль русского модерна создан именно Шехтелем.
А между тем, начало биографии Фёдора Осиповича не обещало юному таланту никакой славы. Родившись в многодетной семье обрусевшего немецкого инженера, мальчик остался без отца в 8 лет. Мать едва сводила концы с концами. Сначала её дети обучались дома, затем Фёдор поступил в 4-х-классное училище при римско-католической гимназии. И тут судьба сделала резкий поворот. Безденежье вынудило мать Фёдора переехать в Москву и поступить в экономки к Павлу Тртьякову. К этому времени у Фёдора уже проявились способности к черчению и рисованию. А здесь, в доме знатного купца и коллекционера, он получил возможность общения с известными художниками и архитекторами. Тут же он приобрёл бесценный опыт работы в мастерской "домашнего архитектора Третьяковых" - А.С.Каминского.
Юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение, но не окончил его: нужно было работать, семья всё ещё жила в крайней нужде. И Фёдор Осипович начал иллюстрировать книги, рисовать декорации и афиши для театров. Вместе со своим другом и однокашником Николаем Чеховым писал иконы и эскизы церковных росписей. Но архитектура постепенно пересилила. Сначала Шехтель начал создавать для театров не только костюмы и декорации, но и временные эстрады в парках, затем дело дошло и до театральных зданий. Чтобы иметь право на самостоятельное строительство, Шехтель в 35 лет сдаёт экзамен на техника-строителя и получает диплом.
С этого момента он неустанно строит и создаёт уникальные интерьеры: вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни, бани. Но главное - особняки. Первый из них - особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17. Другой особняк, созданный для миллионера Рябушинского, расположен на Малой Никитской. Это, пожалуй, лучшая работа Шехтеля. Замечательный светлый особняк со спиралевидными и криволинейными линиями, с кубовидным объемом здания, большими окнами и уникальным интерьером притягивает к себе взгляд и восхищает своей неповторимостью. Произведением искусства является каждая деталь этого дома. Эта работа принесла Шехтелю подлинное признание, и он стал самым востребованным архитектором. Он - автор более 80-ти зданий. В Москве сохранилось не мало работ Фёдора Шехтеля. Вот, к примеру, перестроенные им здания МХАТа в Камергерском переулке или Ярославского вокзала.
Революцию 1917 года Шехтель принял, искренне пытался адаптироваться в новой жизни. Но в 1918 году его собственный особняк был национализирован и Шехтель начал скитаться по разным квартирам. При этом он занимал высокие посты, был председателем Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Хотя в 1920-х годах строительство и стало восстанавливаться, архитектурный стиль нового времени Шехтель принять не мог. Почти все его проекты были отклонены новой властью.
Гениального архитектора и профессора, прославившего Россию за рубежом, Ф.О. Шехтеля, который спроектировал и построил более 80 сооружений в Москве и по всей стране, человека, который принес много пользы стране и после революции 1917 года, ожидала унизительная старость. Назначенной пенсии по ходатайству А.В. Луначарского катастрофически не хватало даже на лекарства, тыжелобольной великий архитектор голодал и жил в нищете. Шехтель тяжело заболел и уже не вставал. Последние годы прожил в коммуналке у своей дочери Веры.
Умер Федор Осипович Шехтель в 1926 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.