Ещё один архитектор времён Екатерины II, на сей раз обласканный властью - Матвей Фёдорович Казаков. Впрочем, обласканный более чем заслуженно.

Отец его за заслуги по службе получил вольную, но умер рано. Сам же Казаков за отцовскую безупречную службу был принят в архитектурную школу Ухтомского. Уже там проявились его смелость и энергия художника.

После окончания школы работал в команде, которая восстанавливала выгоревшую Тверь. Это был незаменимый опыт плановой застройки, формирования целостного облика города с фасадами, улицами, площадями. Тверь и сейчас гордится работами Казакова.

После возвращения в Москву он был определён в команду Баженова, вместе с ним работал над перестройкой Кремля. Увы, та работа так и не была завершена. Но Баженов дал высочайшую оценку таланту Казакова. Затем была самостоятельная работа. Энергичность и смелость в решениях привели к тому, что Москва к началу XIX века приобрела совершенно новый, роскошный, милый и строгий классицистический вид. Главные дома частных усадеб больше не прятались в глубине дворов и садов: они ставились по "красной линии", формировали облик города. Улицы и переулки застраивались новыми зданиями стиля классицизм; главные купеческие и дворянские дома приобретали симметричную композицию, все домовладения были перепланированы согласно новой концепции. Ни в одном из созданных Казаковым зданий не повторялся раз найденный им образ: многообразие в пределах одного типа — результат богатой творческой фантазии архитектора. Но настоящей страстью М.Ф. Казакова стала псевдоготика, отдельные элементы которой он так любил применять в особо крупных строительных заказах, типа Путевого Царского дворца или усадьбы Царицыно.

Лучшими и наиболее значительными среди общественных и гражданских сооружений являются Сенат в Московском Кремле, Дом дворянского собрания, здание Московского университета на Моховой и Голицынская больница. Все они интересны не только своеобразием художественного облика, совершенством объемно-пространственной композиции, внутренней логикой и оригинальностью конструктивного решения, но и тем, что в каждом отдельном случае зодчий решал сложную градостроительную задачу. Например, при проектировании здания Сената он учитывал его местоположение не только на территории Кремля, в окружении разновременных построек, но и расположение по центральной оси Красной площади (от Сенатской башни), подчеркивая значение Кремля как центра города.

С комплексом Царицыно вообще вышла некрасивая история. Я уже рассказывала, что после совместной работы Баженова и Казакова над постройкой павильонов по случаю празднования мира с Турцией Екатерина II поручила строительство Царицыно Баженову. А уже готовые дворцы повелела уничтожить. Достраивать и перестраивать Царицыно за своим наставником и другом придётся Казакову. Он постарался максимально бережно отнестись к оставшимся постройкам Баженова. Выдержал и стиль, и общую канву. Однако, Царицыно так и не стало царской резиденцией. Лишь 200 лет спустя его восстановили. Теперь мы можем видеть гениальные постройки и Баженова, и Казакова.

Казаков же создал по примеру своего учителя Ухтомского архитектурную мастерскую. Из неё вышли такие величины московского зодчества как Осип Бове, Алексей Бакарев и многие другие. Мастерская размещалась в доме самого Казакова по адресу: Малый Златоустинский переулок, д.1/11. Дом был разбит на две части - в одной жила семья Казакова, в другой обучались будущие зодчие. Судьба дома, построенного по собственному проекту великого московского архитектора Казакова так же трагична, как и судьба его автора и хозяина. "8 января 2003 года в этом историческом здании случился пожар, жильцы были отселены, а здание заброшено. Дом фактически не имеет крыши, неоднократно горел, уничтожены печи, украдены подлинные изразцы казаковского времени, разграблены квартиры, лестница на третий этаж разрушена. Выдающийся памятник— память о Матвее Казакове и фактически родина послепожарной Москвы, уже 10 лет стоит и медленно погибает".

Как же окончилась жизнь самого Казакова? При приближении войск Наполеона к Москве родные вывезли уже достаточно престарелого мастера в Рязань. Там он и узнал о том, что его детище, прекрасная, игрушечная, по большей части деревянная Москва, полностью сожжена французами. Погибли труды всей жизни великого Казакова. Такого потрясения он не выдержал и умер спустя всего пару месяцев.
После изгнания Наполеона из Москвы из государственных архивов были подняты все альбомы, зарисовки и планировки почившего зодчего, и стали восстанавливать Москву по-настоящему всем миром. Так что "рукописи не горят"!!! Ничего не исчезает. Гений Казакова и сегодня радует нас.