Начало XX века в России - трудное время. Мало кто смог без потерь пережить коренной перелом во взглядах общества. Менялось всё. Художники искали новые формы. Архитекторы всей душой приняли модерн, который всего через десяток лет уступил свои позиции новому стилю, конструктивизму. А ещё через 10 лет пришло время вернуться к классическому стилю, из которого вырос т.н. "сталинский ампир". Такие резкие повороты опасны для творческого человека. Например, великие певцы модерна Шехтель и Кекушев не смогли вписаться в новые условия. 

Тем удивительнее судьба Алексея Викторовича Щусева. Ведь мало быть талантливым творцом. Надо ещё уметь использовать каждый шанс, дарованный судьбой. Это Алексей Викторович умел делать с ранней юности. Своей энергией и обаянием он добился первых заказов. Начинал с проектов в архитектурной мастерской при Святейшем Синоде. Среди работ того периода - иконостас собора Киево-Печерской Лавры, восстановленная церковь XII века в древнем Овруче и храм преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Первая же московская работа Щусева - Покровский собор Марфо-Мариинской обители.

В 1910 году за перечисленные проекты Щусеву присваивают звание академика. А ему в тот момент исполнилось 37 лет. Для многих и многих такое признание заслуг приходит к концу творческого пути. Для Алексея Викторовича - самое начало. Через год ему поручено спроектировать восточные ворота Москвы - Казанский вокзал. Увы, революция и гражданская война не позволила полностью осуществить творческий замысел. Но даже то, что дошло до нас поражает размахом и красочностью. Строительство будет окончено только в 1940 году.

Но Щусев не остался без работы в новой России. Он богат и знаменит. Люди его круга покидают ставшую вдруг чужой Родину. Но не Щусев. Ему поручено разработать перепланировку Москвы. Видя, как закрываются монастыри и уничтожаются памятники, Алексей Викторович предлагает перенести правительственные учреждения на Петербургский (т.е. Ленинградский) проспект, а Кремль и окрестности сделать музеями, дабы сохранить исторический центр. Частные сады предлагалось превратить в общественные парки. Не многое из задуманного было осуществлено. Но тут понадобился опыт Щусева - храмостроителя. Умер Ленин. "Выстроить временный склеп", - таков был первоначальный заказ. Затем был второй вариант, а впоследствии и третий, окончательный, постоянный. Справишься - можешь жить и работать в Стране Советов почти не опасаясь. Щусев справился. Впоследствии бывало, что тучи над головой мэтра сгущались, но применять репресии к строителю мавзолея великого вождя никто не решался.

Теперь он - главный архитектор страны. Он многое создал в эти годы: Москворецкий мост и здание Государственного банка, конструктивистские здания Наркомзема и Центрального телеграфа, Центральный дом культуры железнодорожников и излишне просторная по тем временам магистраль Ленинградского проспекта, здание НКВД на Лубянке и прочее, прочее, прочее. В 1937 году началось строительство первой советской пятизвёздной гостиницы "Москва". Молодые архитекторы Савельев и Стапран выполнили её в стиле конструктивизма, но Сталину уже был нужен имперский размах и пафос. Фасад и интеръеры были поручены Щусеву.  Декор стал неоклассическим, а фасад ассиметричным, что для классики не характерно. Легенда о двух проектах на одном листе скорее всего только легенда: Сталин не подписывал проекты, а значит данная ассиметрия изначально задумана Щусевым. В 90-ые ту гостиницу снесли. Сейчас на её месте стоит другая, "Four Seasons", внешне очень напоминающая проект Щусева. Зачем сносили? Видимо, для того, чтобы было что разворовывать? Это вполне в духе того времени, "реставрация путём кремации". 

А после войны Алексей Викторович восстанавливал советские города. В Москве же стал воплощать свою давнюю мечту. Он организовал Музей архитектуры, который сейчас носит его имя. Он не успел поработать в этом музее, т.к. умер раньше, чем музей открыл свои двери для посетителей. 

Последней работой великого зодчего стала станция метро "Комсомольская" Кольцевой линии. 75-летний архитектор строит свой последний храм – храм Победы под землей. Всего ему принадлежит около 150 проектов, более 40 из них воплощены в жизнь, многие стоят и поныне, давая нам возможность видеть и чуствовать полёт мысли свободного художника.