Через два дома от площади по правую руку мы видим дом № 25. Это Дом Губина, памятник архитектуры XIX века. Сегодня здесь находится одна из площадок Московского музея современного искусства. [пн.-вс 12:00-20:00, чт 13:00-21:00, полный билет 350 руб.]. Зайдём во двор, где стоят бюсты и памятники. Это - часть экспозиции музея, скульптуры Зураба Церетели, основателя и первого директора музея. Сцены из грузинской жизни изображены такими, какими их помнит автор. Мне нравятся герои "Мимино". А что внутри музея? "В экспозиции полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптуры Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Внушительный раздел экспозиции посвящен творчеству художников-нонконформистов 1960–1980-х годов: Ильи Кабакова, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Виталия Комара и Александра Меламида, Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Леонида Шварцмана, Олега Целкова и других". Однако, на сайте музея обозначены пять высавочных площадок, а где какие произведения расположились, выяснить не удалось :(.
Интересно не только содержание дома, но и его внешний облик. Вот что писал известный москвовед Пётр Васильевич Сытин в основательном труде «История московских улиц»: «...Из домов XVIII в. с хорошей архитектурой на Петровке следует отметить дом №25, построенный М. Ф. Казаковым для купца Губина, известного богача-археолога.» Всё традиционно для классицизма: шестиколонный портик и треугольный фронтон. Однако, парадный вход расположен не с улицы, а со двора. С чего бы? Специалисты утверждают, что архитектор Матвей Казаков специально расположил вход позади дома, чтобы звуки торжеств не смущали монахов Высоко-Петровского монастыря, расположенного напротив.
Один из древнейших монастырей в Москве, Высоко-Петровский занимает почти весь квартал между улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром. Ещё в начале XIV века митрополит Пётр основал его в селе Высоком на берегу Неглинки, а когда после смерти митрополит был причислен к лику святых, храм, а позже и монастырь переосвятили в честь первого московского святого. Каменный собор Митрополита Петра, древнейшее сооружение монастыря, был построен позже, в 1514-1517 годах и является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве, единственным его представителем в современной Москве. Петровский монастырь был любимым местом моления семьи Нарышкиных, в том числе и метери Петра I Натальи Кирилловны. Каменная пятиглавая церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери стала усыпальницей рода Нарышкиных, здесь были похоронены 18 родственников Петра I. В период борьбы за власть Пётр укрепляет этот монастырь так же, как царевна Софья - Новодевичий. В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили обитель.
Ещё большим испытанием стали годы Советской власти. Из Боголюбского храма-усыпальницы были выброшены все надгробья царских родственников, которые сегодня сложены вдоль южной стены храма. В Боголюбском храме был устроен завод по ремонту моторов для сельскохозяйственной техники. В храме Сергия Радонежского открыли спортзал, потом здесь был репетиционный зал хореографического ансамбля «Берёзка». В палатах монастыря была шляпная мастерская и чайная «Общества помощи инвалидам». Во время строительства метро территория монастыря заваливалась мусором и грунтом, благодаря чему храмы ушли в землю почти на 2 метра. Монастырь вообще предполагалось снести, чтобы расширить Петровку, но намерение выполнено не было. С 1990-х началось возвращение Высоко-Петровского монастыря Русской Православной церкви. Собор Петра восстановили в том виде, как его построил Алевиз Фрязин. Оконным проёмам был возвращен прежний нерастесанный вид, а грунт у южной стены собора был понижен на два метра. Каждую субботу здесь служат литургию на греческом языке. Храм украшают иконы и фрески, выполненные в старомосковском стиле. Сегодня любой может свободно зайти на территорию и осмотреть обновлённые постройки.
Но вы уже не увидите в окна храма Сергия Радонежского зеркала и станки в репетиционном зале. И со стороны Петровки больше нет входа в Братские кельи, которые ещё зовутся Нарышкинскими палатами, где был один из отделов Литературного музея, объединяющего около полутора десятка домов-музеев писателей и поэтов. В 2014 году музею пришлось освободить монастырское помещение.
Спускаемся по Петровке. Угловой дом № 22 принадлежит Москвоской городской думе. Еще немного - и поворот налево, на улицу Петровские линии. Удивительно. Как будто мы случайно забрели на улицу Петербурга. Посмотрите: дома с обеих сторон улицы совершенно одинаковы. Читаем у Пастернака: "Петровские линии производили впечатление петербургского уголка в Москве". Такое место в Москве есть ещё только одно, в Ветошном переулке.
"Соответствие зданий по обеим сторонам проезда, лепные парадные в хорошем вкусе, книжная лавка, читальня, картографическое заведение, очень приличный табачный магазин, очень приличный ресторан, перед рестораном — газовые фонари в круглых матовых колпаках на массивных кронштейнах".
Может быть именно здесь доктор Живаго увидел свечу в окне:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.