9. От Шухова до Шухова

marshrut9 2

схема выходов и...

Наш сегодняшний маршрут начинается на пересечении Люблинской светло-зелёной, Сокольничей красной и Калужсео-Рижской оранжевой веток метро. Станции называются Сретенский бульвар, Чистые пруды и Тургеневская. Наша цель - выйти с Тургеневской на улицу Академика Сахарова. Посмотрите внимательно на схему:

Тургеневская пл...

Если вы всё сделали правильно, то при выходе сразу окажетесь около здания компании Лукойл, стоящего на углу Сретенского бульвара и ул. Академика Сахарова. Лозунг "Мы качаем нефть, чтобы она качала всё остальное" нашел здесь совершенно креативное воплощение. У входа установлен фонтан в виде нефтекачалки.

 

 

Тургеневская пл...

Переходим проезжую часть и у начала Сретенского бульвара видим не менее креативный памятник инженеру Шухову. Это благодарные нефтяники из Лукойла увековечили память человека, разработавшего для них танкеры, нефтепроводы и крекинг-установки. Таланты Владимира Григорьевича Шухава поражают: он в первую очередь инженер, но ещё архитектор, изобретатель, ученый. Он прожил долгую жизнь, и многое успел. Окончив гимназию с отличаем, мечтал стать инженером. Блестяще оканчивает Московское Императорское Техническое училище, отказывается от теоретической работы, год изучает новинки технических достижений Америки. Затем работает в чертёжном бюро железной дороги. Но талант не спрячешь: уже через несколько лет он главный конструктор и главный инжинер Котлостроительного завода А.В.Бари. Бари  - образованный, культурный человек, грамртный инжинер, талантливый предприниматель. Это был плодотворный союз. За долгие годы сотрудничества этих людей по системе Шухова были созданы паровые котлы, нефтеперегонные установки, трубопроводы, форсунки, резервуары для хранения нефти, керосина, бензина, спирта, кислот и пр., насосы, газгольдеры, водонапорные башни, нефтеналивные баржи, доменные печи, металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы, железнодорожные мосты, воздушно-канатные дороги, маяки, трамвайные парки, заводы-холодильники, дебаркадеры, ботопорты, мины и т.д. Шухов - создатель нефтеналивного флота России. По его расчетам построены водопроводы в Москве, Тамбове, Харькове, Воронеже и др. городах. Под его руководством спроектировано в мире более 200 башен, 500 мостов. Он же спас падающий минорет 15 века в Самарканде. Его висячие сетчатые покрытия опередили своё время минимум на 50 лет. Дебакадеры Киевского и Казанского вокзалов, светопрозрачные перекрытия ГУМа, Метрополя, Петровского пассажа и другие инженерные решения и сегодня, спустя 100 лет, прочны, красивы, изящны.

 

Тургеневская пл...
Тургеневская пл...
 

Постамент стилизован под самое знаменитое творение инженера - Шаболовскую башню. В основании памятника - его знаменитые творения. Вокруг памятника стоят три бронзовые "скамьи наук" - конгломерат из зубчатых колёс, столярные инструменты у расколотого бревна.

 

04.2017-088-Пам...
Дом страхового ...
Дом страхового ...
Дом страхового ...
Дом страхового ...

Дом страхового ...
  

 

 

 

 

 

 

На другой стороне Сретенского бульвара видим красивый дом. Хоть он и не входиол в первоначальные планы, пройти мимо этого чуда нельзя. Подходим ближе. Это дом страхового общества Россiя, стоящий на углу бульвара и Фролова переулка (дом № 1/6). На стыке 19 и 20 веков были возведены два корпуса доходных домов с кованной оградой между ними. На ограде - вензель СОР. Съём квартир был очень дорог, позволить себе могли их только очень состоятельные люди. А после революции в первом корпусе располагались различные культурные организации. Во втором корпусе квартиры предоставили именитым ученым, врачам, артистам. Правда, квартиры были разделены, некоторые имели выход только на черную лестницу. Тут же под руководством Луначарского в Наркомпросе работала Н.К.Крупская. Поэтому и памятник ей установлен неподалёку, на Сретенском бульваре. В архитектурном стиле дома явно прослеживаются нотки ренесанса. Не торопитесь, рассмотрите каждый элемент внимательно: найдите богиню с Амурами, саламандру, летучих мышей, женские головы, средневекового подмастерье, крылатых девушек. крокодилов и змей. Дом был сверхсовременным на момент постройки. Собственные артезианская скважина и электростанция, система вентиляции с увлажнением и подогревом воздуха, лифты, кухни, вынны и ватерклозеты, огромные площади и высокие потолки. Интерьеры с каминами можно увидеть в поликлинике Академии наук со стороны Фролова переулка, если вас туда пропустят. А в башне, смотрящей на Тургеневскую площадь, сейчас вновь установлены часы, только электронные. Там же есть часовой колокол, отлитый специально для этого дома на заводе П.Н. Финляндского, но звонивший лишь однажды. Если верить В.Катаеву, этот дворец прежде был красного цвета, и это было очень красиво. Хотя, и сейчас дом красив.

 

Дом страхового ...

"Прямо на Сретенский бульвар выходили громадные оранжевокирпичные корпуса бывшего страхового общества «Россия», где размещались всякие лито-, тео-, музо-, киноорганизации того времени, изображенные Маяковским в стихотворении «Прозаседавшиеся», так понравившемся Ленину. В том же доме в Главполитпросвете работала Крупская по совместительству с работой в Наркомпросе РСФСР — по другую сторону перекрестка, в особняке на Чистых прудах, под началом Луначарского." написано Валентином Катаевым в автобиографичном романе "Алмазный мой венец".

А ещё в этот дом кинематограф поселил Катю Кузнецову из "Курьера". В книге Карена Шахназарова она жила на Тверском бульваре, а вот в фильме - здесь

 

Чайный магазин ...

А теперь перейдём Тургеневскую площадь. Свернём ненадолго направо на Мясницкую. Дойдём до дома № 19, посмотрим на старейший в Москве чайный магазин в виде китайской пагоды. Его историю расскажу позже, здесь. А теперь возвращаемся, переходим проезжую часть к Чистопрудному бульвару. Вы окажетесь прямо перед памятником А.С.Грибоедову. Ещё пару месяцев назад это место было изуродовано какими-то павильонами-магазинами. Это были ни лавки, ни палатки, ни дома: скворечники какие-то. Но, ломать - не строить. Чуть ли не за один день всё было разобрано и вывезено. Мы теперь не будем жить посреди рынка. Может я не права, но мне никогда не нравились восточные города с их незабываемым колоритом. Базар должен быть отдельно, а жизнь отдельно. И город должен быть уютным для жизни. Тем более - столица. Но вернёмся к Грибоедову.

Памятник Грибое...

Александр Сергеевич был блестящим дипломатом, писателем, поэтом, драматургом, пианистом, компазитором. Это был дворянин до кончика ногтей. Родившись в обеспеченной семье, он уже в 6 лет владел тремя иностранными языками, а к юности - шестью. Окончил Московский университет сразу по трём направлениям. Во время непродолжительной службы в армии начал пробовать себя, как литератор. В 1817 году поступил на дипломатическую службу коллегии иностранных дел. Тогда же познакомился с Пушкиным и Кюхельбекером. И хотя Грибоедова зовут писателем одной книги, это не так. До её написания были стихотворения, были комедии: "Студент", "Своя семья или Замужняя невеста", "Притворная неверность", были эпиграммы. Но, конечно, "Горе от ума" - вершина творчества. Написанная стихотворными афоризмами она вся разошлась на цитаты, как нам в школе говорили - "крылатые слова". Всю комедию пронизывает любовь и боль за положение дел на родине. А ещё Грибоедов написал несколько музыкальных произведений, которые отличаются гармонией и мелодичностью. Наиболее известны два вальса. 

Карьера Грибоедова не была гладкой. В его жизни случались дуэли и аресты, обвинение в связи с декабристами и любовная история. Однако, в 1828 году он назначен послом в Персию. Следуя к месту службы через Тифлис, женился на 15-летней Нине Чавчавадзе. Увы, брак продлился всего несколько месяцев. Когда русская миссия направилась в Тегеран для представления шаху, тысячная толпа религиозных фанатиков напала на дипломатов и просто растерзала их. Тело Грибоедова перевезли в Тифлис и похоронили в гроте церкви Святого Давида. А персидский шах, дабы компенсировать пролитую кровь, привёз в Санкт-Петербург в дар Николаю I алмаз "Шах", который и сегодня хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

Памятник Грибое...

Тот памятник, что мы видим, установлен в 1959 году к 130 годовщине гибели Александра Сергеевича. Место выбрано не случайно. Одно время писатель жил тут, неподалёку, в доме № 42 по Мясницкой улице. Кроме самого Грибоедова на постаменте разместились герои его бессмертной комедии. Характеры их видны отчетливо, поэтому вам не составит труда догадаться, кто перед вами.

 

 

04.2017-091-Выс...

На бульваре сейчас постоянно проводятся различные выставки и фестивали. Так что вероятность увидеть что-нибудь интересное очень высока. Вот, к примеру, в последний раз мы попали на выставку трамваев - от конки до суперсовременного. А ещё концерт, который вела Яна Чурикова. И фотовыстовку "Самая красивая страна".

 

Гусятников пере...

А теперь перейдём на нечетную сторону Бульваров и вернёмся к Тургеневской площади. Сворачиваем направо, на Мясницкую. И там снова направо. Параллельно Бульварному кольцу штрихом лежит Гусятников переулок. Улочка, как улочка. Ничего особенного. Состояла большей частью из доходных домов. Просто посмотрим на эти дома. Вот, к примеру, деревянный дом с мезонином № 7 до 1905 году был перестроен под училище. После революции в нём организовали коммунальные квартиры. А вот до того, в конце 19 века это был жилой дом Э.А. фон Беренса. Чудом сохранившийся отголосок старой Москвы. 

Гусятников пере...

А если пройти дальше, то на стене дома № 11 увидим рыцаря с мечом и в шлеме. Этот дом для М.О. Эпштейна построил зодчий Дубовский. А рыцари - его визитная карточка. Интерьеры расписывал художник И.И.Нивинский. До революции в доме было всего 6 квартир. После - большая коммуналка. После 1980 - научно-исследовательский институт. В итоге, интерьеры безвозвратно утрачены.

 

 

театр Современн...

 Дойдём по Гусятникову до Большого Харитоньевского переулка. Теперь - направо: вернёмся на Бульвар. Пойдём по пешеходной зоне. Приятно. Проходим памятнк казахскому поэту Абаю Кунанбаеву, доходим до фитнес-клуба "Чистые пруды", обходим его слева. Через проезжую часть, в домах №№ 17 и 19 видим театр Современник. Это один из востребованных на сегодняшний день театров. Галина Волчек собрала созвездие актёров: Сергей Гармаш, Чулпан и Шамиль Хаматовы, Марина Неелова, Алёна Бабенко, Владимир Земляникин, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Людмила Иванова, Ольга Дроздова, Лия Ахеджакова, Мария Анеканова и многие, многие. Не менее звёздный состав приглашенных артистов. Среди них Е.Симонова, С.Маковецкий, К.Сафонов, Н.Уварова, А.Филиппенко, М.Ефремов, Г. Петрова... В репертуаре Чехов, Грибоедов, Шиллер, Шварц. И, конечно, легендарные "Пять вечеров" и "Крутой маршрут". Я лично очень советую посмотреть "Заяц. Love story". Сценарий екатеринбуржца Николая Коляды. Я видела этот спектакль на его родине: в Каляда-театр в Екатеринбурге. Там Коляда выступал и как режиссёр. Очень зацепило!

Кассы находятся в основном здании (№19). Работают ежедневно с 12:00 до 19:30 (обед с 15:00 до 16:00). Будьте внимательны! Спектакли театра идут на трёх сценах: Основная в д.19, Другая в д.17 и Дворец на Яузе - это далеко, метро Электрозаводская.

Дом со зверями

Купили билет? А теперь возвращаемя к Чистому пруду (тому, что прежде звался Поганым), обходим его и идём, всматриваясь в четную сторону бульвара. Если на дворе зима, то вода в пруду, естественно, замёрзла. И лёд коньками режут взрослые и дети. Совсем скоро увидим дом № 14. Не волнуйтесь, его не пропустишь: весь 3-й и 4-й этажи его фасада покрыты"звериным" орнаментом. Фантастические животные, птицы и растения выполнены по эскизам ученика Васнецова С.И.Вашкова. А того на создание рисунков вдохновили барельефы Дмитриевского собора города Владимира. В 1908 году этот дом возвели как доходный при церкви Троицы на Грязях. В нём было 4 этажа. Ещё 3 этажа надстроены уже в 1945 году. Конечно, часть декора, балконы, башенки утрачены, но что-то всё же сохранилось: лестницы, двери, лепнина в квартирах. А вот чугунная лесенка в стиле модерн сделана совсем недавно, хотя очень удачно вписалась в общую картину.

Чистопрудный бульвар заканчивается двумя стоящими поперёк зданиями. Их лицевые фасады обращены на Покровку, А к лесу, т.е. к Чистому пруду, они повёрнуты "задом".

Покровка,19

Правое - № 17 в довольно запущеном состоянии. В нём находится несколько кафе. А вот левое, № 19, весьма примечательно. Это один из первых образцов Московского модерна. Построенное на рубеже 19 и 20 веков, оно украшено большим количеством лепных элементов, растительным орнаментом, бантиками, масками. Интересно оформлены углы дома - четвертными колоннами. А использование в качестве декора хлебного колоса не случайно: заказчиком постройки был крупный хлеботорговец Ф.С.Рахманов. Увы. нет сейчас в этом доме со стороны Покровки знаменитого рыбного магазина с аквариумом. А прежде через круглые окна-иллюминаторы можно было выбрать понравившуюся рыбку, продавец тебе её и выловит на обед.

Обходим дом 19, пререходим Покровку и оказываемся на площади Покровских ворот. Где тут Костик жил? 

Наискосок дорожка ведёт к памятнику Чернышевскому. К нему мы ещё вернёмся. А прямо начинается Покровский бульвар. Нам нужен дом № 3, строение 1. Оно совсем рядом. По ходу движения справа чего-то роют под Хохловской площадью. Раздражение по этому поводу сменяется удивлением: оказывается это "открытый участок стены Белого города". Так вот ты какой... Ну да, при царе Фёдоре Иоановиче на месте сгоревшей от татарского набега деревянной стены возвели каменную стену. "Белый" - это то ли от белёного известью кирпича, то ли от известняка. Когда стена потеряла своё фортификационное значение, её перестали охранять. Ну и, естественно, на Руси её тут же потащили на кирпичи, свои дома строить. Она и обветшала. Когда кусок стены обрушился и людей придавил, Екатерина II повелела её и вовсе разобрать. Из камня построили другие дома: Воспитательный дом, например, или дом генерал-губернатора на Тверской. Идея прижилась. Например в Вене знаменитая Рингштрассе тоже почти кольцевая, тоже состоит из нескольких улиц-бульваров и тоже возникла на месте старых городских стен, только почти на 100 лет позже Московского Бульварного кольца. Кусок стены нашелся случайно, тут подземный паркинг возводили. Памятник обещают под стекло спрятать, сделать музеем. А паркинг будет находиться под ним. Поживём-увидим...

Покровские каза...
Покровские каза...
Покровские каза...

Проходим мимо. Слева от нас начинается желтое здание в стиле классицизм. Всё соответствует канону: восьмиколонный портик, фронтон, двуглавый орёл, симметричное внутреннее пространство. В корридоре 1-го этажа видим памятную надпись о том, что по велению Императора Павла I "во основании казарм для войск" построен в 1798 году этот корпус. Прежде войска были буквально "расквартированы".  Впервые было выделено специальное помещение для проживания солдат. Рядом с казармами по нынешнему Покровскому бульвару до Казарменного переулка пролегал плац для тренировки солдат. Он просуществовал вплоть до 1954 года.Тогда только его заменили полноценнвым бульваром. Так что Покровский - самый молодой бульвар. Сейчас в здании один из офисов "Лукойла".

Покровские воро...

Теперь можно возвращаться на Покровку, к памятнику Чернышевскому. Почему здесь? Просто Покровка с 1940 по 1992 годы носила имя писателя. Или не писателя? Его роман "Что делать" прямо звал к действиям. И многих таки призвал. Появился памятник в 1988 году. А сегодня сидит и вызывает грусные мысли. Николай Гаврилович был идеалистом и мечтателем. Ему ненавистно было рабское положение дел в России. Для борьбы с ним он признавал любые средства, вплоть до терроризма. Он верил, что мы будем другими. А мы не оправдали его надежд. Пожалуй, самые верные чувства выразил поэт Лев Болдов:

Чернышевский сидит на Покровке,
У трамвайной сидит остановки.
Смотрит вдаль – и не видит не зги.
Трёт очки свои в тщетной надежде – 
Тёмен жребий России как прежде,
От кремлевских палат до тайги!
Не найти на вопросы ответов.
В рэкетиры подался Рахметов.
Молчаливый истории суд
Тяжелей, чем тюремные нары.
Вере Павловне снятся Канары,
И студенты цветов не несут.
Как он чист и наивен был, боже!
Светоч мысли, кумир молодежи,
Обличитель – почти диссидент,
К топору звавший сонное царство,
Претерпевший нужду и мытарства – 
Чтобы здесь обживать постамент.
Где шумят, зеленея, бульвары,
И влюблённые шепчутся пары,
И пропойца небритый в пальто
Собирает по урнам бутылки,
И трамваи звенят у развилки,
И что делать – не скажет никто!
 

Посмотрим на памятник Чернышевскому, взгруснём и пойдём дальше, вверх по Покровке.