Усадьба Архангельское расположена от Москвы совсем не далеко, всего в 15-ти киллометрах. Самое правильное добираться до него на автомобиле, причем по Новорижскому шоссе. Тогда вы попутно сможете увидеть и один из самых необычных мостов Москвы - Живописный. А чуть свернув с дороги сразу за мостом - район Крылатское с его спортивными сооружениями. Но можно воспользоваться и общественным транспортом. С Рижского вокзала едет электропоезд до станции Павшино. Он делает остановки в непосредственной близости от станций метро Дмитровская, Войковская и Тушинская. От Павшино маршрутными такси № 31 или 49 вы сможете доехать до остановок "Санаторий" или "Архангельское" соответственно. Кроме того, от "Тушинской" до "Санаторий" едет маршрутка № 151.
"Санаторий" - это от того, что место бывших оранжерей усадьбы сейчас занимают санаторий, пансионат, гостиница и турбаза "Архангельское", которые являются одной из лучших кардиоздравниц Министерства Обороны.
Архитектурно-парковый ансамбль Архангельское находится от обеих остановок в непосредственной близости. Он отстроился за несколько веков благодаря своим владельцам - представителям родов Шереметевых, Голициных и Юсуповых.
Удивительно, какую роль каждый из них сыграл в истории России. Имение Уползы уже существовало в конце XVI века. Архангельским оно стало после строительства первой церкви Архангела Михаила. А в 1640 году его приобрёл Фёдор Иванович Шереметев. Примечательная личность. Служил Годунову, но переметнулся к его врагам, поддержал Самозванца, но был обласкан и Василием Шуйским. Затем был членом Семибоярщины, предлагал Российскую корону Польскому королевичу Владиславу, но в конце концов уговорил в Костроме Михаила Романова принять царствование. Участвовал в войнах и походах, был членом Земского совета, заключал мир, сопровождал Филарета Романова из плена, в конце жизни сам принял постриг.
После него Архангельское переходило от одного хозяина к другому, пока в начале XVIII века не досталось князю Дмитрию Михайловичу Голицыну. Тоже интересный человек. Был стольником Петра I, капитаном, изучал навигацию в Италии, был Киевским воеводой и губернатором. Награждён орденами Андрея Первозванного и Александра Невского. Сделал ставку на Анну Иоановну в надежде сохранить власть аристократии, но ею же был обвинён в посягательстве на власть. С тех пор отошел от дел и жил в Архангельском. Отстроил новый двухэтажный дом, разбил сад. После его ареста и смерти дело по обустройству усадьбы продолжил сначала младший сын, а затем и внук Николай Алексеевич Голицин. Обучаясь в Швеции, затем, путешевствуя по Европе, Николай Голицин увидел великолепные дворцы. Вернувшись состоял при Малом дворе Павла Петровича, стал сенатором, тайным советником, кавалером орденов Св. Анны и Св. Александра Невского. Всё лучшее, виданное в Европе, воплотилось в Архангельском. Оранжереи и фонтаны, скульптура и цветники, регулярный французский парк и многочисленные колонны. При Николае Голицине Архангельское приобрело большинство построек, дошедших до наших времен.
Но и Голицинский период усадьбы подошел к концу. Вдова Николая Алексеевича продала имение. Новыми хозяевами стали Юсуповы. Николай Борисович Юсупов, отслужив в гвардии, тоже путешествовал по Европе. Был знаком со многими деятелями искусств и философами: Ф. Вольтером, Д. Дидро, П. Бомарше, Ж.-Б. Грезом, Ж.-Л. Давидом. Сделал дипломатическую карьеру при Екатерине Великой, затем возглавил Дирекцию Императорских театров, стал почетным членом Российской Академии Художеств, а позже - директором Эрмитажа. Регулярно пополнял коллекцию музея новыми экспонатами, а заодно и свою коллекцию. Он же восстонавливал Кремль, разрушенный войсками Наполеона. Князь Николай Юсупов за многолетнюю службу был пожалован императором Николаем I редчайшим знаком отличия – эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами. А Архангельское было приобретено не для доходов, а для веселья. Построена ограда и святые ворота, перестроен дом, добавлены переходы, перестроен Храм Архангела Михаила, возведён Храм-памятник Екатерине II.
Для Эрмитажа были сделаны копии Стансов Рафаэля, разрешение на копирование которых получено Николаем Юсуповым лично от Папы Римского. А гордостью личной коллекции Юсупова и главным украшением его Салона стали купленные картины Дуайена «Триумф Клавдия, победителя карфагенян» и «Андромаха защищает Астианакта». Работы Дуайена считаются коллекционной редкостью. В России их можно встретить в нескольких частных собраниях, а на общедоступной выставке – только в Архангельском. Салон князя Юсупова вообще был богат живописными шедеврами. Предметом своей гордости князь считал "Испуганную купальщицу" Франсуа Буше и два морских пейзажа Клода Жозефа Верне. Скромную коллекцию скульптуры составляли копии работ французских ваятелей, например подобия «Девочки с гнездышком» и «Мальчика с птичкой» Жана Батиста Пигаля. А ещё реплика скульптуры «Поцелуй» ("Амур и Психея") Кановы. Позже последний шедевр переместился в Эрмитаж.
Николай Борисович очень любил свой Салон. "В самом деле, нельзя было не восхищаться изысканным колоритом этой комнаты, собранными в ней вещами – красивыми, дорогими, со вкусом подобранными и гармонично расставленными. Тем не менее для больших концертов она не подходила, и хозяин стал задумываться о более просторном аналоге Салона. Так появился театр, созданный декоратором Пьетро ди Готтардо Гонзага. Правда, Юсуповская труппа не достигла высот и профессионализма Останкинской труппы Шереметева, но декорации были изумительны. Хозяину очень полюбился так называемый "театр декораций" без сюжета и актёров, а представяющий только смену оформлений. До нашего времени дошло 4 перемены и занавес. Однако они и 9 акварельных копий гонзаговских работ позволяет судить о мастерстве венецианского декоратора. Сегодня все его сохранившиеся произведения занимают на сцене театра в Архангельском свои прежние места. Каждая из композиций создает поразительную иллюзию объемности. Совершенством письма отличаются как произведения светлые («Храм»), радостные («Малахитовый зал»), так и мрачные («Тюрьма») и представляющие небольшие убогие интерьеры («Таверна»)", написано на одном сайте, посвещённом усадьбе.
В Архангельском у Юсупова дважды бывал Пушкин. Оттого в 1903 году наследники старого князя поставили на территории Архангельского памятник поэту. На памятнике выбиты строки, обращенные к хозяину имения:
«…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…»
И усадьба и коллекция князя бережно поддерживались его наследниками: сыном. внуком, правнучкой. Последняя завещала передать имение на благо Отечества. Может оттого оно избежало разорения после революции? Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки. «Человек непосвящённый, которому попались бы на глаза снимки с Архангельского, ни за что не сказал бы, что перед нами виды Московской губернии. Это Италия… какая-нибудь вилла, пожалуй, ещё какой-нибудь французский замок с его террасами, бесчисленными мраморами, стрижеными аллеями, но не русский барский дом в окрестностях первопрестольной. Много было возведено барских дворцов и дач в пышный век Елизаветы и Екатерины II, некоторые из них (например, Кусково или Надеждино) ещё грандиознее по размерам, нежели Архангельское, но нигде так удачно не выразился величаво-благородный стиль того времени, нигде так русские копии не приблизились к своим западным образцам, нигде нет такой иллюзии „заграницы“ нежели в Архангельском», — писал русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Бенуа, посетивший Архангельское в конце XIX века.
Сегодня, двигаясь по Ильинскому шоссе, мы оказываемся между платной частью усадьбы и бесплатной. На бесплатной части расположены Театр Гонгаза, построенный в 1817-18 гг, и Аполлонова роща.
На платной части остальные постройки архитектурно-паркового ансамбля: Большой дворец (1784—1820-е), Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада») (1909—1916), Храм Архангела Михаила (1660-е), Святые ворота (1824), Глинобитная ограда (1826), Кладовая над оврагом (конец XVIII века, перестроена 1816), Конторский флигель (конец XVIII века, перестроен в 1822—1823 годах), Малый дворец «Каприз» (конец XVIII века, перестроен в 1817—1818 годах), Чайный домик (1820 года; с конца XVIII века — до пожара - библиотека), Храм-памятник Екатерине II (1819), Розовый фонтан (1850-е гг.), Памятник А. С. Пушкину (1903), Имперская колонна в честь посещения усадьбы российским императором Александром I (1816). Имеются ещё две колонны - в честь императоров Александра III и Николая I.
Выставки в усадьбе экспонируются согласно расписанию.
При планировании своего визита в Архангельское следует учесть, что парк усадьбы открыт ежедневно, остальные же части ансамбля в понедельник, вторник и последнюю среду месяца не работают.
Зимой, с 01 ноября по 20 апреля парк открыт пн-пт с 10.00 до 18.00 (кассы до 17.30), сб-вс с 10.00 до 19.00 (кассы до 18.30); экспозиции и выставки ср-пт с 10.00 до 16.00 (кассы до 15.30), сб-вс с 10.00 до 17.00 (кассы до 16.30).
Летом, с 21 апреля - 31 октября: парк открыт пн-пт с 10.00 до 20.00 (кассы до 19.30), сб-вс с 10.00 до 21.00 (кассы до 20.30); экспозиции и выставки ср-пт с 10.00 до 17.00 (кассы до 16.30), сб-вс с 10.00 до 18.00 (кассы до 17.30).
Есть ещё одна особенность: индивидуальные посетители гарантированно могут посетить Дворец усадьбы в будни с 12:00 до 14:00 и с 15:30 до 17:00, а в выходные - с 12:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00. Хотя Дворец открыт для посетителей уже с 10:00 без перерывов. Так что, при отсутствии предварительно заказанного обслуживания есть возможность попасть во дворец и в другие часы.
Полная стоимость билетов на объекты усадьбы: Парк 150 рублей; Дворец 200 рублей; Колоннада 100 рублей; Конторский флигель 100 рублей.
В усадьбе периодически проводятся концерты, фестиваль джаза «Усадьба. Джаз» и другие мероприятия.