Произнося слово "Москва", мы в первую очередь представляем Московский кремль. Собственно, так оно изначально и было. Город - значит огороженный. Т.е. то, что внутри крепости. Ну, земляная крепость до нас не дошла. И белокаменная тоже. А вот постройки 15-го века мы можем видеть и сегодня. Кем были мастера, создавшие их?
Не будем брать в расчет разрушенные уже при Советской власти монастыри и церкви. Посмотрим на существующие ныне строения.
Из них первым в 1470-х годах начал строится новый Успенский собор. Для этого Иван III Великий пригласил в Москву из Италии уже именитого и достаточно пожилого (63 года) архитектора Аристотеля Фьорованти. Свои мастера, увы, с работой не справились. Почти готовый собор рухнул, из-за некачественного материала и отсутствия умения. А вот итальянец оказался новатором. Впервые в русской архитектуре появились и крестовые своды толщиной в один кирпич, и металлические внутристенные и проемные связи. Благодаря возведению в алтаре дополнительных арок восточные компартименты храма фактически превратились в монолит, воспринимающий значительную часть нагрузки от колоссальных барабанов. Соответственно, появилась возможность возвести в центральной и западной частях собора относительно тонкие круглые столпы, что создало ощущение цельности («зальности») и лёгкости конструкции, пишет историк древнерусской архитектуры С.В.Заграевский. Несколько лет архитектор выполнял заказ русского царя. Других подтверждённых построек в России он не создал, но и на родину ему возвратиться не позволили. Он участвовал в военных походах в качестве инженера, возводил фортификационные сооружения и пантонные мосты. Как окончилась его жизнь - неизвестно.
А в Москву стали приглашаться и другие итальянские зодчие. От Великокняжеского дворца нам осталась Грановитая палата, построенная в 1487—1491 годах итальянскими зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Кроме палаты Солари за 3 года жизни в Москве успел построить несколько кремлёвских башен: Боровицкую, Константино-Еленинскую, Спасскую, Никольскую, Сенатскую и Угловую Арсенальную.
По проектам Марка Руффо также были построены многие Кремлёвские башни, в том числе Спасская, Беклемишевская и Никольская. Увы, не дошли до нас возведённые на территории Кремля Марко Руффо Казённый двор и Малая Набережная палата. А вот Грановитая уже отсчитывает свою шестую сотню лет. В 1991 году потомок Руффо присутствовал на её 500-летнем юбилее.
Надо сказать, что у Руффо было в Москве прозвание Фрязин. Это - не фамилия. как могло бы показаться. Имя Фрязин происходит от старинного русского слова фряг, что значит «итальянец». В те же времена в Москве известны ещё трое архитекторов с именем Фрязин: Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Бон Фрязин (Марко Бон), Алевиз Фрязин (Алоизио да Милано). Был ещё один Алевиз Фрязин (новый), прибывший в Московию 10 лет спустя. И все пятеро между собой в родстве не состояли.
Антону Фрязину принадлежит авторство первой башни обновлённого Кремля - Тайницкой, а так же Водовзводной башни.
Единственная московская постройка Бона Фрязина — Колокольня Ивана Великого в Кремле, самое высокое здание Москвы до XIX века. Заложенные им в основание первого яруса колокольни металлические балки уберегли колокольню от разрушения во время взрыва в 1812 году.
Алевиз Старый (Миланец) в самом конце XV века достраивал кремлёвские укрепления, которые не успел завершить Солари. В 1499—1508 годах он строил Большой Кремлёвский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни. В 1508—1519 годах он работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной. Чем закончилась судьба зодчего - неизвестно.
Алевиз Новый в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. После 1514 года им были возведены ещё 11 церквей в Москве. Часть из них была утрачена за века или разрушена в XX веке, в том числе и упомянутая выше, старейшая, у Боровицких ворот, а так же соборы Вознесенского и Алексеевского монастырей. Но и сегодня можно осмотреть сохранившиеся шедевры:
в составе Большого Кремлёвского дворца - церковь Рождества Богородицы на Сенях,
Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старосадском переулке,
Хранилище фондов музея искусства народов востока, а по сути - лишенную колокольни церковь Благовещения Богородицы (она же Илии пророка) на Воронцовом поле, д.16,
Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре,
Остатки старинной кладки в перестроенной позже церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором в Черниговском переулке,
Храм Варвары Великомученицы на Варварке, д.2.
Историки сходятся на том, что Алевиз новый погиб при взрыве на пороховом «Алевизовом дворе» в 1531. Что называется, "сгорел на работе".
Конечно, древнюю Москву строили не только итальянцы. Изначально были и свои мастера, в частности псковские. Но история не сохранила нам их имена. А вот итальянцы навеки вписали свои имена в русскую историю. Стоит только взглянуть на Московский кремль, сразу же узнаешь его предка, Миланский Castello Sforzesco, замок герцога Сфорца.