К середине XIX века в архитектуре воцарился русско-византийский стиль. Его истоки пришли из Средневековья и наложились на классицизм. Главным двигателем стиля стал Константин Андреевич Тон. Родившись в Петербурге в семье ювелира, Константин Андреевич ещё ребёнком был отдан в Академию художеств. После её окончания был направлен за счет Академии на 10 лет в Рим для изучения античных памятников и составления проектов их восстановления.
После возвращения в Санкт-Петербург Тон много строит, а в начале 1830-х годов представляет императору Николаю I проект храма Христа Спасителя в Москве. По задумке храм должен был стать храмом-памятником в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812. Проект был одобрен, строительство началось в 1839, в год 25-летия взятия Парижа и заключения мира с французами. Величественное здание высотою 103 м, имеющее в основе византийскую крестово-купольную структуру, с центральным шлемовидным куполом на четырех столпах и четырьмя звонницами, увенчанными меньшими куполами по углам, стало одним из главных пространственных ориентиров города. Оно компазиционно дополнило Кремлёвские соборы. Строительство велось долго. В 1880 году в день его окончания уже старого и больного Тона на носилках принесли к храму, и он смог увидеть свое творение оконченным. И сегодня этот величественный памятник стоит на своём месте, хотя время беспамятства не пощадило его. Тот храм был взорван большивиками, новый же стал его точной копией уже в 1990-х годах. Теперь уже не увидишь "всей Москвы" с его верхней галлереи, ведь Москва разрослась и изменилась, но для исторического центра города Храм по-прежнему является композиционным стержнем.
Кроме этого, без сомнения главного в жизни Тона строения, архитектор создал ещё несколько по истине Великих творений. В рамках сегодняшнего рассказа нас интересуют только те, что находятся в Москве.
В 1840-х годах вырос Большой Кремлёвский дворец. Неотъемлемой частью Дворца является Оружейная палата. Их окна с двойными арами, наличники и кокошники, а так же другие древнерусские детали органично вписали здания в средневековые постройки Кремля. Парадные интерьеры дворца, его Георгиевский, Владимирский и другие залы поражают величием и роскошью орнаментальной отделки.
Кроме того, в Москве есть здание, вид которого перекликается с Кремлёвскими постройками. Константину Андреевичу было поручено создать конечные пункты первой в России железной дороги. Так в самом центре Петербурга возник Николаевский, ныне - Московский вокзал. Он напоминает итальянское палаццо с часовой башней. На другом конце дороги - Каланчевской площади в Москве вырос похожий по стилю вокзал, названный сегодня Ленинградским. А рядом с вокзалом - здание Таможни по проекту того же Тона. Так что, не забудьте отдать дань памяти Великому архитектору: благо на здании вокзала есть соответствующая мемориальная доска, а рядом установлен его бюст.
Константин Тон в 1854 году был назначен ректором Академии художеств по архитектуре. Через несколько лет у него обнаружилось несколько болезней "развившиеся вследствие ушибов на постройках". Так что, отныне Тон руководит работами, но сам не проектирует: с 1860-х годов он фактически прекратил проектную работу, хотя просматривал и визировал все чертежи. Авторитет Тона был неумолим, зодчий продолжал получать знаки признания своих заслуг. Ведь именно Тон первым отказался от слепого копирования западных образцов архитектуры, а черпал вдохновение в истинно русских древних памятниках. В 1861 году Тону присвоили звание "архитектора Его Императорского Величества". В 1868 году он был избран почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов. В 1869 году он получил редкий орден Белого Орла, в 1874 году австрийский император прислал ему командорский крест ордена Франца Иосифа. Еще раньше, в 1844 году, Тон получил дворянское звание, затем был награжден орденами Св. Анны, Св. Станислава, Св. Владимира, стал действительным статским советником.
Константин Тон прожил большую и счастливую творческую жизнь. Заслуженная слава создателя официально признанного "русско-византийского стиля" подняла его на самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы. Большинство его современников видели в Константине Андреевиче реформатора и новатора, искавшего пути развития строительного искусства, что способствовало "низложению" устаревающего классицизма. Однако, в советский период к творческому наследию обласканного царской властью зодчего относились скорее негативно, что привело к сносу многих культовых зданий, построенных по его проектам. Лишь в 1994 году объективность восторжествовала: в Московском Кремле прошла научная конференция, приуроченная к 200-летию со дня рождения зодчего. В этом же году началось воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
Умер Тон в Петербурге в 1881 году и был похоронен на Волковском православном кладбище. В 2008-2009 годах надгробия К.А. Тона и членов его семьи были отреставрированы - очищены и отмыты памятники, восстановлена металлическая ограда и утраченный много лет назад навес.