8. Таганка

Сегодня мы будем осматривать улочки вокруг Таганской площади. Название произошло от Таганской слободы, а та, в свою очередь - от слова ТАГАНЫ, т.е. подставки под котлы. чтобы можно было готовить пищу на открытом огне во время походов войска.

Marshrut8  

Monastir2 Доехав до станции метро Пролетарская фиолетовой Таганско-Краснопресненской линии, мы должны выйти к  3-му Крутицкому переулку. Если же вы приехали по светло-зелёной Люблинско-Дмитровской линии до станции Крестьянская застава, то можно сразу выйти на улицу, или по переходам дойти до этого выхода. Идём по правой, четной стороне переулка в сторону Москва-реки. Когда дойдём до Новоспасского проезда, впереди справа увидим и колокольню, и луковки собора. По подземному переходу перейдём проезд, пройдём прямо ещё немного. Вправо уходит Саринский проезд. Пора сворачивать и нам. Через пару десятков шагов слева от нас будет вход на территорию монастыря.
Новоспасский является старейшим монастырём Москвы. Он был основан ещё в 13 веке, в 14-м Иваном Калитой перенесён в Кремль, а в конце 15-го переведён на новое место, на Крутицкий холм. Отсюда и произошло название: Спас на Новом, или Новоспасский.
 
Находясь на берегу Москва-реки, монастырь стал важнейшим оборонительным пунктом города. Его обнесли каменной оградой с бойницами и башнями.
Monastir3 Спасо-Преображенский собор монастыря устроен в 17-м веке по образу Успенского собора Кремля. Новоспасский монастырь с древности является усыпальницей бояр Романовых. Предки царского рода похоронены в подвальной части собора. Сюда из Ивановского монастыря принесли умершую в 1810 году инокиню Досифею (помните, рассказ о ней размещен в статье Иоано-Предтеченский монастырь?). Сюда же перенесли в 1995 году останки Великого князя Сергея Александровича Романова, генерал-губернатора Москвы, сына Александра II и дяди Николая II, убитого террористом Каляевям в 1905 году. Рассказ о его вдове Елизавете Фёдоровне  можно прочитать в статье Марфо-Мариинская обитель.
Кроме того, в 17 веке в монастыре были устроены застенки для преступников и еретиков.
Monastir4 После правления Петра I монастырь постепенно приходит в упадок. А после Революции 1917 года его и вовсе закрыли. На территории монастыря устроили фактически концлагерь. Монастырское кладбище снесено. Позже на территории монастыря был организован музей реставрационного дела. Только в 1990 году её вернули московской патриархии.
На территории воздвигнут памятный крест над останками Сергея Александровича Романова. Его воссоздали по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова. Этот памятник – точная копия того, что был установлен в Кремле, но уничтожен лично В.И. Лениным в процессе незабвенного субботника.
Московский межд...
Выйдя из монастыря, обойдём его, двигаясь направо по Саринскому проезду. Совсем скоро мы окажемся на Краснохолмской набережной Москва-реки.  
Если посмотреть через реку на Болотный остров, то как на ладони увидим зхдание "Свиссотель Красные холмы" в стиле Хай-тек. 34-этажная гостиница является одним из самых высоких зданий Москвы. Она входит в комплекс "Риверсайд" на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала. В комплекс входят бизнес-центр, конференц-зал и Международный дом музыки.
 
 
dommjuzik-1 Хочется рассказать о последнем. Дом музыки представляет собой десятиэтажное здание с трехэтажным стилобатом и двухэтажным подвалом. Общая высота здания составляет более 46 метров. На куполе здания архитектор Зураб Церетели расположил эмблему скрипичного ключа высотой 9,5 метров и массой более 6 тонн . Несмотря на тяжесть, он вращаться по принципу флюгера. Эмблема сделана из нержавеющей стали, а ключ и листья покрыты позолотой. 
Это один из крупнейших в стране филармонических центров. В нём есть три зала: Светлановский, Камерный и Театральный. Есть ещё и 4-й, сцена летнего кафе "Музыкальная терраса". Ежедневно на сценах выступают симфонические, камерные оркестры, ансамбли, солисты, вокалисты, инструменталисты, джазовые, фольклорные, театральные коллективы, солисты оперы, балета, творческие встречи, вечера, шоу...Презедент Дома музыки - Владимир Спиваков.
В Светлановском зале установлен самый большой в Москве орган, в Камерном - передвижной орган-позитив. В Театральном зале предусмотрена трансформация партера и сцены, так что количество зрительных мест меняется с 400 до 524.
Пока мы будем идти вдоль Краснохолмской набережной, у нас будет возможнось рассмотреть это чудо 21 века.
Мы шли от Новоспасского моста к Большому Краснохолмскому мосту (часть Садового кольца) по Набережной Москва-реки. Не доходя до Садового кольца вправо от набережной уходит улица Народная. Давайте пойдём по ней, дойдём до Таганской площади,и, не выходя на неё, свернём налево, на Гончарную улицу.
Мне она показалась типично московской. Застроенная большей частью в 19-20 веках, на ней всё же имеются остатки той гончарной слободы, которая и дала нынешнее название улице.
 
Например, в доме 29/7 расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах 17-го века. Правда, она была разграблена в 1812 году войсками Наполеона, но уже к 1836 году восстановлена. А вот Советская власть церковь не тронула, она работала все годы по договоренности с Болгарской стороной. В ней было устроено подворье Болгарской православной церкви. Gonchar1
Если напратив церкви свернуть с Гончарной улицы налево, в 5-й Котельнический переулок, то через 30 метров увидим вход в Музей холодной войны "Бункер,42". Шлагбаум, глухая зелёная железная дверь, пятиконечная звезда над входом. Это реальное помещение на глубине 65 метров для первых лиц государства на случай ядерной угрозы. Строительство велось в условиях строжайшей секретности. Когда в 1956 году объект был сдан, обстановка в Мире изменилась, поэтому 30 лет данное убежище использовали в качестве командного пункта Дальней авиации. Но к 1986 году стало ясно, что бункер уже не отвечает целям безопасности. Объект стал музеем эпохи ядерного противостояния двух держав, так же, как некогда грозная крепость Кремль стал историческим музеем в наши дни. Gonchar2 В музее предусмотрены совершенно разные экскурсии как для детей, так и только для взрослых. Цены и продолжительность тоже сильно разнятся (от 85 минут до целого дня с 600 рублей до...). Экскурсии проводятся круглосуточно, после 21:00 - только индивидуальные. Все билеты необходимо выкупить с 10:00 до 20:00.
  Gonchar3
Перед домом № 17 можно свернуть направо и продолжить путь по почти параллельной Верхней Радищевской улице, переходящей в Яузскую. Но я впереди увидела одну из Сталинских высоток, ту, что на Котельнической набережной. Решила пройти до неё, а уж там перейти на Яузскую улицу. И не пожалела. Пока шла, посмотрела на современное здание бизнес-центра в доме № 15. Очень понравился цветной фриз по фасаду. Затем слева и справа усадьбы и особняки 19 века. Всё в превосходном состоянии, отреставрировано. Gonchar6
В доме № 3 - Музей русской иконы, 4500 экспонатов. Это частная коллекция мецената Михаила Абрамова, которую он превратил в общедоступную. Музей работает с 11:00 до 19:00, выходной среда. Вход, экскурсии, лекции и концерты - всё бесплатно. Только бахилы наденьте! Владение № 4 - Афонское подворье 16-17 веков. Gonchar4
А когда дойдём до развилки в Большой Ватин переулок, высотка окажется совсем близко, можно рассмотреть её в деталях. Теперь пройдём переулок до самого поворота на Яузскую улицу. Вот он, один из корпусов высотки. А свернув снова направо через дом увидим по левую руку дом № 11 и вход на территорию больницы. На воротах объявление, что в субботу и воскресенье вход со стороны Землянского переулка, т.е. точно с заднего двора. Gonchar7
Владение № 11 изначально было огромной усадьбой купцов Баташевых. Сохраниось главное здание, два флигеля, церковь, сад, хозяйственные постройки. Главный дом построен в стиле московского классицизма. Фактически, это настоящимй дворец. Решетку со стороны Яузской улицы сравнивают по изяществу с решеткой Летнего сада в Петербурге: ниши, раковины, львы. До наших дней сохранилось внутреннее убранство вестибюля и парадной лестницы. В 1812 году во дворце разместился штаб Наполеоновского маршала Мюрата.  А с 1866 года здесь открыли больницу для чернорабочих.
После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем более упрощённое «больница имени Медсантруд» или просто «Медсантруд».  Над главным шестколонным портиком можно увидеть это название. В 1920-х годах больница была ведомственной для ГПУ, на территории усадьбы осуществлялись расстрелы и захоронения (есть сведения, что в 1921—1926 годах здесь было захоронено около тысячи человек). В 1999 году на территории больницы был установлен камень с мемориальной доской в память жертв большевистского террора. В Интернете есть список людей, расстреляных на территории больницы. Удивительно, около 70% фамилий еврейские. Сейчас территорию занимает Городская клиническая больница № 23. Она является одной из баз 1-го Медицинского университета им. Сеченова. Можно часами рассматривать детали наружнего и внутреннего убранства. Можно и отдохнуть на территории больницы.

 

Tagankavis1 После того, как всё осмотрели на территории больницы № 23, продолжаем двигаться по Яузской улице, которая незаметно перетекает в Большую Радищевскую. Вот уже справа видим перешеек на Гончарную улиццу, тот, в который я решила не сворачивать.
А чуть дальше, слева, в доме № 9А расположено вегетарианское кафе Джаганнато.Работает с 10:00 до 23:00. Всего за 200 рублей бизнес-ланч из 5 блюд. По будням с 12:00 до 16:00, в выходные с 12:00 до 14:00. Меню расписано по дням недели. Вкусно, хоть и без мяса, но сытно. Есть и заказное меню, но дороже. Фирменная изюменка - восточные сладости ручной работы. Тут же есть магазин здоровых продуктов.
Сразу за домом 9А влево уходит улица Высоцкого. Нам туда. В доме № 3 расположен музей поэта. Или певца? Или актёра? или.. Или символа эпохи моей юности.
 
Я несколько раз заболевала болезнью с названием Высоцкий. Начинала читать стихи, и не могла остановиться несколько месяцев. А в этом доме он не жил и не работал. Это просто дом из ТОЙ Москвы. И экспозиции здесь соответствующие. Просто ещё раз подышать ТЕМ воздухом, увидеть ТЕ фотографии. А эти стихи размещены 10.09.2015 г. в отзывах о посещении музея, подписаны Александр, без фамилии:
 он кричал о том, что не любил, хрипотой раскалывал пространство, и строкой по нервам точно бил, каждый раз с завидным постоянством! против шерсти, многим вопреки, он входил в заполненные залы, и одним движением руки, раскалял привычную гитару! пел про то, как трудно на войне, как друзья в горах необходимы, как живут и мрут на Колыме, как леса в Тайге непроходимы! он хрипел о верности любви, о её могуществе и боли, и про то, как в море корабли,
Tagankavis2 уходя, зовут нас за собою... до крови по струнам он стучал, не жалел ни горла ни гитары... и в сердца навеки попадал, несмотря на вечную опалу... по ночам, в прокуренной тиши, он вгонял отраву внутривенно, чтобы боль отвергнутой души, забывать бесследно и мгновенно! смерть его любила подразнить, всякий раз хватая за рубаху, словно Гамлет - быть или не быть, он играл с пророчеством без страха! много женщин было рядом с ним, и для всех остался он любимым, но одной, как ангелом храним, до конца был преданным Марине! а когда той ночью роковой, оборвался пульс его навеки, словно стих, с не конченной строкой, вновь ожил он в каждом человеке! его хрип и бой гитарных струн, как набат, как колокол эпохи... и разносит птица Гамаюн, тех стихов не гаснущие строки!
Музей работает вт, ср, пт, сб. с 11:00 до 18:00, чт с 13:00 до 21:00, вс 11:00 - 17:00. пн и последняя пт.месяца - выходной. Полный билет 100 руб., 3-е воскресенье месяца бесплатно
.