Южный речной во...

Кроме Северного речного вокзала в Москве есть ещё три порта - Северный, Южный и Западный, которые используются для грузовых переаозок, а также Южный речной вокзал. Вокзалы предназначены для пассажирских перевозок. Увы, если Северный речной вокзал всё же используется, пусть только для круизных нужд. Если есть надежда на реставрацию самого здания, то о Южном речном вокзале даже москвичи имеют весьма смутное представление.

 

А между тем, первое здание Южного вокзала было выстроено на правом берегу в районе Новоданиловской набережной ещё в 1932 году, то есть, раньше Северного, когда появились первые шлюзы и стало возможным прямое сообщение Москва - Горький, без пересадки в Рязани. То здание было деревянным, правильная цветовая гамма создавала ассоциацию с песчанными пляжами и тёмно-синим южным небом. Интересно было и объёмное решение. И хотя к началу Великой Отечественной войны уже был построен Северный вокзал, именно с Южного (тогда Московского) производилась эвакуация предприятий в глубь страны, т.к. с него сообщение было напрямую, до самой Уфы.

Южный речной во...
Южный речной во...

 

А в 1972 году по техническим причинам понадобился другой вокзал. Был поставлен временный, а на противоположном берегу начали возводить тот, что можно видеть и сейчас. Строительство окончилось к 1985 году. Двухэтажное, а местами и трёхэтажное, здание стоит вдоль русла реки. Над зданием высится башенка, над нею - шпиль с корабликом.

Южный речной во...
Южный речной во...
Южный речной во...

Ещё совсем недавно, до 2012 года с левого торца можно было увидеть пять богинь, или неяд в стиле ростр. Каждая символизировала одно из пяти морей, к которому можно  дойти водным путём из Москвы. И у каждой в руках были либо трезубец, либо осётр, гарпун или амфора. Но в процессе превращения Южного речного вокзала в дорогущую ярмарку детских товаров богини исчезли. Из  водной тематики осталось лишь кольцо с румбами на фасаде, обращенном к воде, да завершение с корабликом шпиля. По прямому назначению здание практически не используется. Даже круизные теплоходы почти не заходят на этот причал, т.к. Ока обмелела. Между тем мэрия Москвы разработала планы по восстановлению исторических зданий вокзалов. Планируется вдвое увеличить пассажиропоток на речных судах. Пока реставрация невозможна из-за принадлежности русла Москва-реки и вокзалов федерации, а не городу. Но предложения уже озвучены.

Южный речной во...

Вокзал расположен по адресу пр. Андропова, д.11, корп. 2. Дойти до него можно от метро "Технопарк" за 7 минут: сначала по Проспекту Андропова (снизу, по дублёру или сверху, а почти у реки спуститься слева) до берега Москвы-реки, затем по проектируемому проезду №4062 в сторону дома № 11 к 2. Кстати, задумывалось всё очень органично. Посмотрите на другую сторону реки: построенные дома напоминают то ли паруса, то ли корабли, то ли волны. Но явно что-то морское.

Вместе с тем, в настоящее время из-за обмеления реки Оки круизные теплоходы не часто отходят от причала и вокзальное здание практически не используется по своему прямому назначению.

Источник: http://www.msk-guide.ru/page_17564.htm

От Южного речного вокзала начинаются маршруты по Москве-реке и Оке. Это "круизы выходного дня" до Константиново и Коломны; более продолжительные круизы до Рязани, Нижнего Новогорода, Уфы ("маршрут пяти рек"), Перми и многих других городов.  Причаливают сюда и "водные трамвайчики", совершающие прогулочные рейсы по Москве продолжительностью 1-2 часа.

Вместе с тем, в настоящее время из-за обмеления реки Оки круизные теплоходы не часто отходят от причала и вокзальное здание практически не используется по своему прямому назначению.

Источник: http://www.msk-guide.ru/page_17564.htm