Не важно, пойдём ли мы пешком, или вернёмся по ТТК до улицы Вавилова, а затем проедем несколько остановок на трамвае №№ 14 или 39, мы всё равно окажемся на пересечении Орджоникидзевской улицы и Донской.
Если идём пешком, то примерно через 1 км. улица Орджоникидзе приведёт нас к зелёному скверу, лежащему между 3-м Донским проездом и Донской улицей (ост. Университет Дружбы народов). Ещё до сквера по левую руку от нас стоит памятник архитектуры конструктивизма, построенный в 1929-30 годах.(2-й Донской проезд, дом 9. Лучше идти пешком, тогда и его увилите). Эксперементальный дом-коммуна явился воплощением принципа обобществления быта. В студенческом общежитии Текстильного института была жёстко организована жизненная среда, а личная сфера быта сведена к минимуму. Это была "машина для жилья". Вместо спален - 1008 спальных кабин из расчета 3 кв. м. на человека, по 2 человека в кабине. Общественный корпус от спального отделён санитарным корпусом. В общественном корпусе размещалась столовая, спортивный зал на 1000 человек, читальный зал на 150 мест с книгохранилищем, детские ясли, прачечные, медпункт, комнаты для кружков и кабины для индивидуальных занятий. В санитарном - санузлы, душевые, помещения для зарядки, раздевалки, гардеробные. И всё это подчинено жесткому распорядку дня. Людской конвейер тёк утром из спальных кабин в санитарный корпус, затем в общественный, оттуда на учебу. Вечером - в обратном порядке. До спальни студент доходил в нижнем белье, спал в вентилируемой и озонируемой комнате. Это было в идеальном плане, но в жизни, конечно, спальные кабины использовались и для хранения личных вещей. Снаружи наибольший интерес вызывают характерные для конструктивизма ленточные окна, плоская крыша, козырьки. В 1996 году общежитие расселили, планировалась реконструкция, но случился пожар. Сейчас восстановительные работы всё ещё ведутся. Но здесь уже живут аспиранты и магистры МИСиС. Памятник жив. Внешний облик вернулся к образцу 1930-го года, а внутренние пространства всё же адаптировались под современные условия. На блок из двух комнат - санузел, на 5-6 блоков - кухня. В подвале - стиральные машинки. Имеется кафе.
Далее вдоль улицы видны краснокирпичные глухие стены. Это - южная часть Донского монастыря, в которой расположен его новый некрополь. Нам пора свернуть налево и пойти по Донской улице. Очень скоро стены обрастут башенками, ощетинятся бойницами и приведут к воротам в монастырь. Войти на территорию можно, но не следует забывать, что осмотр святынь и исторических памятников не должен нарушать уединения монахов. Туристы, по предварительной заявке, могут посетить даже башни и колокольню, надвратные храмы и смотровую площадку, музей-келью Патриарха Тихона. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки. Можно заказать экскурсию. Стоимость персональной обзорной экскурсии по монастырю составит 2000 рублей. В некрополь Донского монастыря вы сможете попасть в понедельник - пятница: с 9:00 до 18:00, суббота - воскресенье: 11:00-16:00.
Войдём в ворота в западной стене. Над главными воротами под колокольней расположена надвратная церковь в честь святых Захарии и Елисаветы. При входе в обитель внутренние стены колокольни украшены житийными иконами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.
Прежде, чем мы начнём осматривать славные соборы монастыря - немного истории. В 1591 году городу угрожали войска хана Казы-Гирея. Царь Федор Иоанович повелел взять икону Донской Божией Матери и обнести ее по всему рубежу обороны. Именно этой иконой Сергий Радонежский благославлял на бой Дмитрия Донского. Она сопровождала русские войска в каждой битве. Помогла заступница и в этот раз. Татарские воины ушли от Москвы. Через 2 года была построена каменная церковь Теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери. Так был основан монастырь на этом месте.
Именно здесь и только здесь варят миро — масло для таинства миропомазания из оливкового масла с добавлением белого вина и специальных трав. Сейчас этот обряд проводится раз в 3-4 года во время Великого поста на Страстной неделе. После того как миро сварено и разлито по сосудам, действие продолжается в Богоявленском кафедральном соборе. Из алавастра с древним миром, немного масла добавляется во все сосуды, а из них — в алавастр. Таким образом, соблюдается преемственность. Отсюда и пошло выражение «одним миром мазаны»: все когда-либо крещённые в лоне Русской Православной Церкви в прямом смысле мазаны одним миром.
Рядом с Малым (старым) собором в XVII при царевне Софье был заложен новый, Большой собор в стиле нарышкинского барокко, который был достроен при Петре I. Это самый главный храм обители — Большой собор Донского монастыря во имя Донской иконы Божией Матери. Храм украшает резной золоченый семиярусный иконостас.
Столетия в Большом соборе хранилась чудотворная Донская икона Божией Матери, но после упразднения монастыря её перенесли в Третьяковскую галерею. Даже после возвращения монашеской жизни, икону в собор не вернули. Раз в год, 1 сентября, власти разрешают переносить образ из музея в монастырь для совершения торжественного праздничного богослужения.
Кроме двух соборов и надвратной церкви с колокольней на территории монастыря расположены ещё несколько церквей. Все они сохранились в годы упразднения монастыря только благодаря тому, что на его территории располагался музей архитектуры.
Церковь преподобного Иоанна Лествичника, построеная в 1898 году на средства генерала Терещенко и ставшая его родовой усыпальницей.
Церковь преподобного Александра Свирского — круглый храм-усыпальница рода Зубовых, построенный на их личные средства c 1796 по 1798 годы. Она находится прямо за Большим собором Донского монастыря.
Больничная церковь Архангела Михаила в углу южной части монастырской территории. В начале XIX века перестроена в стиле классицизма в усыпальницу княжеского рода Голицыных
Церковь святителя Иоанна Златоуста, построеная в период с 1888 по 1891 годы недалеко от северных ворот и являющаяся усыпальницей купеческой семьи Первушиных.
Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, построеная в 1713-1714 годах. Она размещается над северными (запасными) воротами Донского монастыря. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века.
Стена с башенками вокруг монастыря была возведена также в 17 веке на деньги думного дьяка Аверкия Кириллова, постригшегося впоследствии в этой православной обители.
После возрождения монастыря появились и новые постройки - Церковь Святителя Тихона, Церковь Георгия Победоносца, Церковь св. благоверного князя Александра Невского.
Примечательно, что вкладчиками монастыря были боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты Богдан Матвеевич Хитрово и даже члены семьи Степана Разина. Поэтому в числе лиц, за которых следует молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!
Непосредственно за Малым собором располагается Старое Донское кладбище. Это самый старый некрополь Москвы. В прежние времена существовала традиция захоронений в непосредственной близости от церквей и монастырей. Мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси сегодня хранятся в Большом соборе. Когда же в 1925 году патриарх умер, его захоронили в Малом соборе, а допущены к усыпальнице были лишь несколько человек. Через два года монастырь закрыли. Казалось, мощи утрачены навсегда. Но в 1991 году всё вернулось на круги своя. Проводились раскопки и поиски. Оказалось, что сохранённая тайна захоронения убереглаего от уничтожения. Склеп святителя Тихона был найден, мощи перенесены в Большой собор.
Мне вспомнилось, что Борис Акунин посвятил одну из глав своих "Кладбищенских историй" именно этому некрополю. Захотелось привести его цитату по данному поводу, а оказалось, что можно было цитировать весь текст: «во всем нашем красивом и таинственном городе нет места более красивого и более таинственного», «Старое Донское совсем не похоже на современных гигантов похоронной индустрии: там асфальт, а здесь засыпанные листьями дорожки; там пыльная трава, а здесь рябины и вербы; там бетонная плита с надписью «Наточка, доченька, на кого ты нас покинула», а здесь мраморный ангел с раскрытой книгой, и в книге сказано: «Блаженни плачущие, яко тии утешатся». «Москва, которую я люблю, похоронена там. Похоронена, но не мертва». «Если вы хотите ощутить запах старины, а не слёзы по недавно умершим, если вы хотите увидеть не только бетонные плиты, но и мраморных ангелов и старинные горельефы, то перед вами самое подходящее место. В известном смысле посещение этого некрополя является Сретением — здесь происходит встреча человека с цветом ушедшей России».
Здесь похоронены многие известные люди своего времени — близкие родственники русского поэта А.С.Пушкина, философ Чаадаев, знаменитый историк В.О.Ключевский, жестокая Салтычиха, отец русской авиации Николай Жуковский, писатели Солженицын и Иван Шмелев, представители громких дворянских фамилий: Долгоруковы, Трубецкие, Нарышкины, Голицыны, Вяземские.
Самое удивительное, что здесь встречаются великолепные горельефы, перенесённые на Старое Донское кладбище перед уничтожением Храма Христа Спасителя. Например, "Воин Георгий", "Встреча Давида, победившего Голдиафа", "Мельхиседек встречает Авраама с пленённоыми им царями", "Мариам", "Девора".
Плита над могилой одного из настоятелей обители находится прямо под ногами при входе в Малый собор Донского монастыря. «Земля еси и в землю отыдеши…»
Мы обязательно подойдём к могилам недавним, хотя лежащие под этими надгробиями люди умерли очень давно. Они любили Россию. Как умели совершали поступки, направленные на её благо. Они бывали правы или ошибались. Им пришлось проверять любовь к Отечеству в один из самых спорных эпизодов её истории — в Гражданскую войну. В 2005 году здесь перезахоронили останки Антона Деникина и Ивана Ильина. В 2006 году рядом с ними перезахоронили Владимира Каппеля. Деникина и Каппеля 70 лет звали врагами, а труды Ильина замалчивались. Между тем они до конца своих дней тосковали по России. История до сих пор свой вердикт не вынесла. Сейчас нас качнуло в другую сторону: враги России те, кто был по эту сторону баррикад. Но и они любили свою страну, и они свято верили в своё дело, и они мечтали о лучшем будущем для неё. И те, и другие - часть истории. И те и другие уже покоятся на разных кладбищах. И те и другие создали Россию такой, какой мы получили её в наследство. Белые и красные, живые и умершие — все мы люди, все мы "одним миром мазаны".
И напоследок ещё цитата из Акунина: "на Старом Донском кладбище меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как зацепить тайну за краешек".
Новое Донское кладбище примыкает к Донскому монастырю и имеет отдельный вход. В 1927 году на его территории был оборудован первый советский крематорий и колумбарий. Мы не пойдём туда, тот же Акунин предостерегал: "вокруг сплошь лауреаты сталинской премии, комбриги, аэронавты и заслуженные строители РСФСР. Пройдет время, и их надгробья со спутниками, рейсфедерами и звездами тоже станут исторической экзотикой. Но только не для моего поколения"