Скажу честно, что Курский вокзал - единственный в Москве, на котором мне лично не удалось пока побывать. Поэтому все фотографии, приведённые здесь, принадлежат не мне. От этого история вокзала не становится менее занимательной.
Интересный факт истории вокзала - он путешесвенник. Ну, не совсем так. Просто на том месте, где сегодня находится вокзал, его построили в 1896 году. Его стали именовать Курским, хотя фактически это был Нижегородско-Курский. Ведь маленькое деревянное здание Нижегородского вокзала было поставлено в 1860-х годах за пределами тогдашней Москвы (Большой Никольский переулок, ныне Путейский тупик) и всегда имело статус временного. Место было неудобным, вокзал принадлежал частной компании, вкладывать средства в его развитие никто не хотел. Когда казна выкупила вокзал, его было решено объединить со строящимся у Садоаого кольца Курским.
Построенное здание было красиво и изящно,обладало лепными потолками и белыми колоннами. Но, увы, к 30-м годам 20 века здание стало тесным. В 1932 году был объявлен конкурс на его реконструкцию. Первую премию не присуждали, вторую получил Игорь Георгиевич Явейн, автор более 100 вокзалов страны, профессор, доктор архитектуры. Однако, его проект не нашел практического применения. Он был дорог и помпезен. Например, на крыше вокзала планировалась взлётно-посадочная полоса. Обладатели третьей премии также не укладывались в скромную смету. В результате вокзал построил Г.И. Волошинов, сохранивший архитектурные особенности предыдущего здания.
В 1948 Е. Лансере создал плафоны Курского вокзала, являющиеся аллегорией рек Ока, Кама, Волга и Москва. Вокзал связал эти реки.
А в 1972 году тот же Г.И. Волошинов вновь реконструировал вокзал - старое здание было сохранено, как один из залов нового вокзального комплекса. Новое, современное и просторное здание с витражной стеной, обращенной на привокзальную площадь, с девятиметровой складчатой крышей-козырьком и просторными залами, с эскалаторами и подземной камерой хранения стало способно вместить до 11 тысяч человек одновременно. И это самый большой вокзал всей России. По фасаду здание имеет длину 200 м. Надземный переход ведёт в многоэтажный торговый центр Атриум. А длина платформ №№ 3 и 4, а так же объединённой 1-ой и 11-ой расчитана на 32 вагона, т.е. тоже рекордная в России. Однако, чтобы найти историческую жемчужену, придётся потрудиться. Ведь,как я уже говорила, она спрятана за стеклянным фасадом, а затем ещё прикрыта ТЦ Атриумом. Будем искать вместе!