14. Лефортово

Сегодня мы гуляем по одному из самых старых районов Москвы. Его название прочно ассоциируется с именем Петра I, с его немецкими соратниками, с военными казармами и медициной. Речь идёт, конечно, о Лефортово. В середине XVII века царь Алексей Михайлович создал на правом берегу реки Яузы немецкую слободу. Среди её жителей нашел будующий царь Пётр Алексеевич своих единомышленников. В честь одного из них, Франца Лефорта, рядом с Немецкой была выстроена другая слобода, Лефортовская. При Петре I в них началось строительство дворцов.. Мы увидим, что сохранилось с той поры. Конец дворцовой эпохи для Лефортово положил Павел I, отдавший район военным.

Начнём прогулку с Солдатской улицы, точнее с одноименной остановки общественного трансорта. Сейчас сюда можео приехать на трамваях №№ 32, 43 и 46 от метро Семёновская или Авиамоторная. Были разговоры о строительстве метро, но пока всё осталось на прежнем уровне. 

Путешевствие наше не будет хронологичным. Сначала мы увидим последний построенный дворец, которому суждено было стать казармами, затем парк и дворцы времён Петра Великого, потом вновь вернёмся на левый берег Яузы, к нашей отправной точке. Итак. мы начинаем:

  shema 14

Выйдя из общественного транспорта, мы направимся сразу в 1-й Краснокурсантский проезд. Справа, на углу с Солдатской расположена Петропавловская церковь. Но на неё мы посмотрим позже, когда вернёмся сюда, замкнув круг нашей прогулки.

В сквере проезда установлены два памятника - воинам внутренних войск и лётчикам Нормандии-Неман.

Небольшая улочка с зелёной зоной в центре скоро приведёт нас к огромному дворцу (дом № 3/5) с 16-тиколонным портиком и фальш-колоннами по бокам. 

Лефортово. Екат...

Это Екатерининский дворец, построенный императрицей для своей резиденци, но так и не успевшей пожить в нём. Если быть более точными, то усадьба в начале XVIII века принадлежала сподвижнику Петра Ф.А. Головину, так что дворец зовут ещё и Головинский. Затем участок был приобретён казной, на его месте были выстроены деревянные дворцы Анненгоф для Анны Иоановны. И только к в 1770-х годах Екатерина II повелела построить этот образец русского классицизма с огромным внутренним двором.

Однако, её сын Павел, то ли из-за своей "воинственности", то ли назло покойной матери, отдал дворец полку Московского гарнизона. Отсюда - второе название дворца: Екатерининские казармы или по цвету стен - Красные казармы. Во внутреннем дворе устроен плац, декор дворца значительно упрощен.

Лефортово. Крас...

Справедливости ради надо сказать, что "красные казармы" - это комплекс зданий. Название распространяется также и на здание № 1/4 по 1-му Краснокурсантскому проезду. То здание расположено дальше, за Красноказарменной улицей. Оно было выстроено в конце 1830-х годов для 3-го Кадетского корпуса. Одно время в нём располагался ансамбль песни и пляски Московского округа. Сейчас казармы отреставрированы и используются по прямому назначению для 154-й отдельного комендантского Преображенского полка. Внешний декор военной тематики не оставляет в этом сомнения.

Здание Екатерининского дворца с начала 19-го века всегда принадлежало военным. Значительно пострадавшее от Наполеона здание было восстановлено и отдано кадетскому корпусу. Затем тут было Алексеевское военное училище, после Революции - академия бронетанковых войск, сейчас - Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации. Таким образом, рассмотреть сохранившиеся с екатерининских времён интеръеры дворца, не получится. Переговоры между Министерством обороны и Московскими властями о передаче здания городу продолжаются. А нам остаётся только рассматривать дворец извне, со стороны 1-го Краснокурсантского проезда и со стороны Лефортовского парка, куда мы сейчас и направляемся.

С 1-го Краснокурсантского проезда сворачиваем направо, на Красноказарменную улицу. Мы идём по направлению к Яузе. А вокруг видим явные свидетельства 200-летнего присутствия в этом районе военных: кафе "Офицерское", магазин Военторг... 

Лефортово. Глав...

И вот уже полукругом стоит ограда Лефортовского парка. Парк является частью дворцово-паркового ансамбля Лефортово, а тот в свою очередь -  частью объединенного музея-заповедника, вместе с Коломенским, Измайлово и Люблино. Если быть ещё более точными, то парк - это продолжение дворца, принадлежавшего Ф.А.Головину.

Справа от входа имеются кассы, но пусть они вас не пугают: вход на территорию парка свободный. Если верить официальному сайту объединённого музея-заповедника, на территории Лефортово нет платных объектов. И экскурсии по парку и дворцам не проводятся. 

Как же возник этот зелёный уголок? Когда Пётр I решил перестроить усадьбу, доставшуюся ему после смерти его друга Головина, он поручил Николасу Бидлоо в том числе создание паркового ансамбля европейского типа с водными затеями, как в Голландии. Планировка нынешнего Головинского сада во многом сохранила изначальный замысел Н. Бидлоо. Парк был разбит вокруг дворца, ставшего центром всей композиции. Во всем господствовал строгий порядок, симметрия, уравновешенность и последовательность. Естественный ландшафт парка преобразуется, его создатели меняют течение рек и ручьев, выравнивают и очищают территорию. Вода в ее искусственных формах – фонтаны, каскады, пруды-зеркала, декоративные бассейны всевозможных форм – начинают играть самую видную роль. Весь регулярный сад был превращен в прямое продолжение самого дворца, многие элементы сада получают наименования внутренних помещений, предметов художественного убранства интерьеров, например: «кабинеты», «вышивки». Позже, при Елизавете Петровне сад был открыт для прогулок горожан. 

В парке сохранились три памятника: беседка, грот и плотина.

Лефортово. Рото...

Беседка-ротонда в Лефортовском парке построена в 1805 г. по проекту архитектора М.Казакова в память о месте «отдохновения» Петра I. Внутри находится бюст Петра Великого и гранитная стела с его словами: «Труды моего Миниха сделали меня здоровым. Я надеюсь некогда ехать вместе с ним водою из Петербурга в Москву и выйти на берег в Головинском саду». Беседка была разрушена во время знаменитого московского урагана в 1904 г. и в том же году восстановлена на средства великого князя К.К. Романова и его сыновей. Так что колонны дорического ордена сейчас выглядят точно так же, как и в 1805 году.

Лефортово. Грот...

Другой интересный памятник Головинского сада – грот, запланированный Н.Л. Бидлоо еще в нач. 1720-х гг. В нем был установлен каменный Самсон с золочеными сфинксами. Позднее архитектор Ф.Б. Растрелли, изменил подпорные стенки грота, добавив новые фонтаны с каменными чашами и чугунными тумбами. Богатое скульптурное убранство грота не дошло до нашего времени. Сегодня это кирпичное сооружение с колоннами и нишами, украшенное белым камнем.
Параллельно с гротом под руководством Н. Бидлоо была воздвигнута плотина Венеры, отделявшая Головинский пруд от Восьмигранного острова. Фактически это был фонтанный комплекс с двумя гротами, с пристанями, с мостиками. В одном из гротов была полукруглая ниша, которую украшала статуя Венеры с купидонами. Сейчас от грота сохранилась лишь подпорная стенка, которая и зовётся плотиной Венеры.

Лефортово. Схем...
Лефортово. Стен...

Если посмотреть на схему парка, становится ясно, что и сегодня основа его композиции - вода. Но есть ещё одна особенность, которую вы не можете видеть. Через парк, по диагонали с севера-востока на юго-запад идёт шоссе. Это 3-е транспортное кольцо. Но интенсивное автомобильное движение никак не портит идилии природы. Почему? Просто дорога проложена под землёй. Эта часть кольца называется Лефортовский тоннель.

А из парка, кроме центрального входа, есть ещё два выхода - на Солдатскую улицу и Головинскую набережную. Я предлагаю воспользлваться последним.

 Выйдя из Лефортовского парка, мы оказываемся перед проезжей частью. Пешеходного перехода здесь нет, но если очень хочется... Прямо напротив выхода к Яузе ведут вниз лестницы. Мы на Головинской набережной. А через Яузу видны дворцы: чуть левее - Слободской, правее в глубине - Лефортовский. Если есть желание рассмотреть их вблизи, придётся сделать крюк. Мосты через Яузу расположены примерно на одном расстоянии от вашего местоположения, примерно по 500 метров вправо или влево по набережной.

Если вы перешли Яузу слева, по Лефортовскому мосту, то первое здание справа от вас на противоположном берегу - это НИИ Черной металлургии, главный генератор всех достижений в области металлургии в нашей стране. Здесь трудятся ученые и специалисты, почитаемые в моём родном Магнитогорске наравне с Богами :).

Лефортово. МГТУ...

Главный вход в  Слободской дворец, расположенный по адресу 2-я Бауманская ул., дд. 3-5, смотрит на Яузу. Название своё дворец получил от Немецкой слободы, в которой он и был построен в 1750-х годах для Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Удивительно, что на 4 года ссылки Бестужева дворец конфисковывался, но затем вновь вернулся к своему хозяину. Позже у дворца сменилось ещё несколько именитых хозяев. При канцлере Безбородко на старых фундаментах Матвей Казаков выстроил фактически новый дворец с площадью перед ним. В 1796 году дворец выкупил Павел I. 

В 1812 году в императорском Слободском дворце Александр I выступил перед москвичами со словом, посвящённом начавшейся Отечественной войне. В той войне Дворец сгорел, погибла вся богатая художественная отделка здания. 

В 1826 году сгоревшее здание было отдано московскому Воспитательному дому под ремесленное училище. Оно было преобразовано в Техническое училище, а позже в МГТУ им. Баумана. Это один из ведущих технических университетов России.

Над перестройкой и приспособлением дворца в разные годы работали Д. Жилярди, А. Г. Григорьев, скульптор И. Витали, Л. Н. Кекушев и И. С. Кузнецов. Над главным входом располагается скульптурная композиция, символизирующая гимн бауманки "Мужество, Воля, Труд и Упорство". Среди студентов этот ансамбль называется не иначе как "семеро непьющих". Правда фигур всего шесть, седьмым им в компанию записан ректор университета. Над центром здания со двора Иван Петрович Витали установил скульптурную группу из пяти фигур. Название - Минерва в окружении гениев и аллегорических фигур Науки и Искусства. Минерва - богиня мудрости. А справа от этой группы - в виде бюста - сам скульптор. Во внутреннем дворе за памятником Бауману есть фонтан. После защиты диплома бывшие уже студенты традиционно в нём купались. Вот только после реконструкции фонтана он стал опасен для купания, т.к. приобрёл острые штыри. Так что теперь на время защиты дипломов фонтан предусмотрительно закрыт конусообразной накладкой. У меня она вызвала ассоциацию со стеклянной пирамидой у Лувра.

Видимо, как и в любой другой ВУЗ страны, вы не сможете свободно войти в здание МГТУ им. Баумана, т.е. не увидите его внутренней отделки. Однако, левее главного корпуса есть проезд (Технический переулок) на параллельную Лефортовской набережной 2-ую Бауманскую улицу. А там у вас будет возможность взглянуть на внутренний двор института и на памятник Бауману, установленный там. Тем более, что вход в следующий, Лефортовский, дворец тоже расположен с этой улицы.

 Продолжаем движение на север по 2-й Бауманской улице. Соседний с МГТУ им Баумана дворец выходит на улицу своим задним фасадом. В фасаде есть арка, так что есть возможность рассмотреть здание вблизи.

Лефортово. Воен...

Это Лефортовский дворец. Первое, основное здание дворца было построено в 1697-1698 годах по заказу царя Петра I для его друга и сподвижника Франца Лефорта, генерала и адмирала, участника многих петровских военных кампаний. Строительство велось за казенный счет. Здание дворца главным своим фасадом было обращено к Яузе. В центральной части в уровне первого этажа были устроены три проездные арки, второй этаж занимал большой парадный зал, предназначенный для приемов и праздников – он мог вместить одновременно до 1500 человек. В боковых двухэтажных частях дворца располагались жилые покои. Три дворцовых терема соединялись между собой сенями, где были устроены парадные подъезды с лестницами; каждый из объемов здания был увенчан высокой черепичной кровлей, выполненной на европейский манер. На главном фасаде здания, в центральной его части, была устроены открытая галерея, с которой открывался прекрасный вид на Яузу и окрестности. Фасады выглядели очень нарядно – белокаменные наличники окон, пилястры, декоративные консоли, гирлянды; по всему фасаду шел резной белокаменный поясок с растительным орнаментом; некоторые окна были сделаны витражными. Перед дворцом расстилался парк с прудами. Помещения дворца поражали роскошью – стены главного зала были обиты красным сукном и украшены картинами и зеркалами, а также голландскими печами с расписными изразцами. Стены других комнат были обиты кожей и парчой, обставлены европейской мебелью, украшены предметами китайской работы и картинами, привезенными из Европы.

Праздник по случаю новоселья, в феврале 1699 года, продолжался несколько дней. Дворец был торжественно «освящен» во имя бога Вакха Никитой Зотовым, «всея Яузы и всего Кокуя патриархом». Но Лефорту не суждено было долго наслаждаться новым домом – месяц спустя он неожиданно заболел и скончался.

Дворец перешел в ведение казны и в последующие годы служил Петру I для устройства посольских приемов, праздников и ассамблей.

В 1707 году Петр I подарил дворец другому своему соратнику – светлейшему князю Александру Меньшикову. Новый владелец расширил дворец, пристроив к основному зданию двухэтажные флигеля с открытыми галереями, которые образовали квадратное замкнутое каре. Для проезда во двор была построена монументальная въездная арка, увенчанная треугольным фронтоном. Однако в 1727 году Меньшиков попадает в опалу, все его владения конфискуются и Лефортовский дворец опять переходит в ведение казны.

В 1728 году во дворце поселился император Петр II, тут и умер от оспы в 1730 году. Именно здесь принималось решение о призвании на престол Анны Иоанновны.

В 1737 году дворец сгорел и при восстановлении был снова перестроен. В дальнейшем дворец почти не использовался для представительских нужд, в нем жили служащие Дворцовой конторы, а в 1771 году здесь был устроен чумной карантин и лазарет.

Во время коронации Павла I дворец стал на время составной частью единого комплекса, объединившего три соседних дворца; сам Павел I разместился в Слободском дворце, а здесь поселились великие княжны. Тогда же во дворе были построены одноэтажные циркумференции, которые мы видим и сейчас.

В 1804 году дворец отдали под военный архив, который сгорел в 1812 году. Дворец был окончательно восстановлен лишь в 1830-1840-х годах, при этом его центральная часть надстроена до трех этажей.

С середины 1860-х гг. и по сию пору здесь располагается Военно-исторический архив (РГВИА). Все фонды открыты для исследователей. В РГВИА работает два читальных зала: №1 (общий читальный зал), №2 (зал для просмотра микрокопий). Плата за посещение читальных залов архива, пользование делами, документами и справочно-поисковыми средствами к ним не взимается. Таким образом, вы свободно можете войти внутрь дворца в часы работы архива, а именно: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. понедельник, вторник, четверг 9.00 – 17.00; среда 10.00 – 20.00 пятница 10.00 – 16.00 Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Мне так и не удалось достоверно выяснить, есть ли возможность выйти из здания архива на Лефортовскую набережную, или вновь придётся делать крюк, чтобы попасть к мосту через Яузу. В любом случае, наш путь лежит туда, к Госпитальному мосту.