16. Бульварное полукольцо

А я люблю Бульварное кольцо
Печаль вечернюю притихших переулков
Где звук шагов, неспешный, гулкий...

Почему этот маршрут называется Бульварное полукольцо? Нет, не только потому, что фактически никакого кольца не существует. Есть подкова, опирающаяся своими концами в Москва-реку. А "полукольцо" оттого, что мы пройдём не по всей непрерывной цепи из девяти бульваров, а только её части. Часть бульваров мы уже прошли, когда гуляли по маршруту  От Шухова до Шухова. Пересекали мы Бульварное кольцо и во время прогулок по Тверской улице или по Хитровке. Сегодня же мы свернём с бульваров и увидим несколько старинных улиц.

Откуда взялось кольцо бульваров? Я уже рассказывала о том, что при царе Фёдоре Иоановиче на месте сгоревшей от татарского набега деревянной стены вокруг Москвы возвели каменную стену. "Белый город" - это от цвета той стены -  то ли от белёного известью кирпича, то ли от известняка. Когда стена потеряла своё фортификационное значение, её перестали охранять. Ну и, естественно, на Руси её тут же потащили на кирпичи, свои дома строить. Она и обветшала. Когда кусок стены обрушился и людей придавил, Екатерина II повелела её и вовсе разобрать. На месте стен появились прогулочные аллеи, на месте проходных башен - площади с соответствующими названиями. Даже само слово "бульвар" происходит от немецкого bollwerk — укреплённый земляной вал. Аналогично Москве и другие города Европы стали избавляться от своего средневекового наследия - крепостных стен, сдерживающих развитие городов. Почти на 100 лет позже, в 1850-х годах в Вене  возникла на месте старых городских стен знаменитая Рингштрассе. Она, как и бульварное кольцо Москвы тоже похожа на подкову и опирается на Дунайский канал. 

А что же наше кольцо? К концу XIX века по нему пустили конку, которую в 1911 году заменил трамвай. Садовое кольцо получило название "Б", а бульварное - "А". Соответственно и трамвай был № А, или в народе "Аннушка". Маршрут существует и сегодня, но в сильно укороченном варианте: от Калужской площади до станции метро "Чистые пруды". Первоначально же он проходил по всем бульварам, а замыкался по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным, а также по Соймоновскому и Устьинскому проездам.

Сегодня кольцо  - это зелёные аллеи. По бульварам прияно гулять и любоваться памятниками и историческими зданиями, стоящими по обеим их сторонам. Начнём прогулку от станции метро Кропоткинская по Гоголевскому бульвару. Затем Никитский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский... Всё. На Чистопрудном мы уже были, так что свернём на Мясницкую улицу. Нас ждёт там тоже много интересного.

shema obschaya

 

shema 16 1 На мой взгляд именно Гоголевский бульвар вляется самым интересным из всех. С обеих его сторон встречаются здания и XVIII и XX веков. Но они не выбиваются по стилю из рядя основных построек - зданий XIX века.

Стены Белого города в его юго-восточный части омывал ручей Черторый. Фактически на его месте впоследствии и расположился Гоголевский бульвар. А поскольку берега ручья были разной высоты (внутренний, со стороны крепости, более крутой, а внешний более пологий), то и бульвар имеет трехступенчатый рельеф. Внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней.

Изначально бульвар звался Пречистым и только в 1924 году ему дали имя Н.В.Гоголя. А вот памятник Николаю Васильевичу на бульваре стоял к этому времени уже 15 лет, но об этом поговорим позже, когда дойдём до самого памятника. Сейчас же мы вышли из метро на станции Кропоткинская.

Мы уже были здесь, когда гуляли по маршруту № 2. Видели вблизи и Храм Христа спасителя, и Саймоновский проезд. Так что, сегодня наш путь лежит в противоположную сторону, на Гоголевский бульвар.

Арка станции ме...

Арка восточного вестибюля станции метро напоминает вьездные ворота на бульвар. Заходим, идём мимо торговых павильонов. Выходим собственно на бульвар. Справа, по его четной стороне стоят 2-3-хэтажные дома разных веков постройки: № 4 - XVIII-го, № 6 - XIX-го, № 8 стр.1 - дом-коммуна для рабочих XX века.

 

 

 

04.2017-106-Уго...
04.2017-107-Дом...
Гагаринский пер...

Мы же перейдём проезжую часть влево, на нечетную сторону и зайдём в Гагаринский переулок. Дом № 4 принадлежал другу А.С.Пушкина Павлу Нащёкину. Впрочем, нет, тот дом не сохранился. Но, благодаря тому, что хозяин в своё время заказал сделать его модель размером 2*2,5 м. в мельчайших подробностях с мебелью, книгами, посудой, в 1970 году стало возможным в точности воссоздать его. Зачем? Чем так примечателен был утраченный дом? Сейчас он принадлежит Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры, а на фасаде - памятная доска, из которой узнаём. что в 1831 году у своего друга жил сам великий поэт России.

Памятник Шолохо...
04.2017-108-Ска...

Возвращаемся на бульвар и вскоре доходим до очень интересного памятника-фонтана. Примечательно, что задуман он был Иулианом Рукавишниковым ещё во времена Советского Союза, а осуществлён его сыном Александром в 2007 году. По наклонной гранитной плите течет вода. Из воды видны гранитные же головы лошадей, "плывущих по Дону" в разные стороны. Между двумя группами мечется жеребёнок, не знающий за кем же ему плыть. А над всей группой сидит в лодке Нобелевский лауреат Михаил Шолохов. Рядом с фонтаном есть каменная скамья, с двух сторон которой изображены сцены гражданской войны. Весь памятник является символом раскола страны, донского казачества в те страшные годы. Писатель лицом обращен к переулку Сивцев Вражек, в котором жил. Мы тоже отправимся туда.

Гоголевский бул...

Но сначала посмотрим на дом за спиной Шолохова, № 10 строение 1. Это бывшая усадьба Цурикова. Сейчас здесь расположился музей современного искусства [ежедневно с12:00 - 20:00, четверг: 13:00 - 21:00 полный билет 350 руб.], а в XIX веке ее владельцем был Михаил Нарышкин, и здесь проходили тайные заседания декабристов, о чём можно прочитать на памятной доске, а ниже увидеть перо с кандальной цепью, т.к. М.Нарышкин и И.Пущин были арестованы здесь. Позже в этом же доме проходили литературные и музыкальные вечера, которые посещали: А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, А.Н. Плещеев, А.А. Фет, Я.П. Полонский, Н.Г. Рубинштейн и другие. И.С. Тургенев, приезжая в Москву, иногда останавливался у своего друга в этом доме. Мемориальная доска на доме сообщает, что здесь был написан портрет Тургенева Репиным.

Теперь немного отклонимся от маршрута, зайдём в переулок. Его название пошло от бурного ручья, впадавшего в Черторый, и звавшегося Сивкой. Оба они, как и многие другие по Москве, теперь заключены в подземные коллекторы. Безусловно, и в этом переулке каждый дом - история. В 19-м жили юные Цветаева и Эфрон, в 33-м - Шолохов, в 25-м и 27-м - Герцен, в 30-м Аксаков. В 34-м молодой Лев Николаевич Толстой впервые решил попробовать себя в роли писателя. А ещё историк Бантыш-Каменский (давший в своё время Пушкину нужные материалы о Пугачеве), генетик Сербский, художник Нестеров...

Но наша цель всё же лежит левее, в Староконюшенном переулке, дом 18. Это бывшая Медведниковская гимназия. Она стала "школой нового типа".

На повороте в Староконюшенный расположился сквер "Экология" со скульптурами - он принадлежит музею "Дом Бурганова", что в Афанасьевском переулке, д.15, стр.9 [ежедневно с 11.00 до 19.00; по четвергам с 11.00 до 21.00. полный билет 150 руб.]. Александр Бурганов - один из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики, преподаватель Строгановского училища.

04.2017-110-Гим...
04.2017-111-Гим...

Подходим к зданию гимназии. Вдова иркутского купца Медведникова пожертвовала огромную сумму на благотворительность в конце XIX века. Благодаря стараниям её душеприказчика Н.А. Цветкова была создана школа для мальчиков с разделением на младшие и старшие классы. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. В школе была организована принудительная вентиляция с пылеосаждением. Около 30% учеников были освобождены от оплаты обучения, а часть из них получала стипендию. До поступления в гимназию можно было посещать подготовительную школу, обязателен был вступительный экзамен. Кроме обучения дети посещали факультативы, участвовали в спортивных играх, занимались пением.

После революции школа претерпела несколько крутых поворотов, но выдержала. В 1959 году ученики школы выиграли конкурс в честь 100-летия со дня смерти Н.В.Гоголя. С тех пор ей присвоено имя писателя  - № 59 им. Гоголя. Здание школы настолько интересно, что в в нём снимались сцены из фильмов «Однажды 20 лет спустя», «Господин гимназист», «Дворы нашего детства», «Розыгрыш», «Александровский сад», «Казус Кукоцкого». Снаружи здание украшено тёмно-зелёной майоликой. Два огромных арочных окна дают понять, где находятся залы. Над окнами - декоративные картуши. Массивная резная дверь сохранилась с момента строительства в 1901 году.

Храм воскресени...
04.2017-112-Фил...

 

Теперь вернёмся в Сивцев вражек, и не доходя до Гоголевского бульвара свернём в другой, Филипповский переулок. В конце его, в доме № 20 расположен Храм воскресения Словущего на Арбате, принадлежащий Иерусалимскому подворью. Первоначально храм назывался «Церковь во имя святого апостола Филиппа», в память о Митрополите Филиппе, убитом Иваном Грозным. От построек XVII века осталась только одноярусная колокольня да четверик, всё остальное - XIX век. Но стиль русского узорочья радует глаз. По пути в стене дома замечаем замочную скважину. Ключ удачи! Повернём, вдруг и впрямь повезёт!!!

 

 

Дом Помпейский
04.2017-113-Дом...
04.2017-114-Дом...
04.2017-115-Пос...

Напротив храма - жилой дом № 13 «Помпейский», построенный в стиле неоклассицизма. Название «Помпейский» связано с пышным оформлением фасада здания, стилизованом в духе помпейских фресок интерьеров XVIII века. Правда специалистов по гриффити не нашлось, так что технология оформления здесь другая, по плёнке, которую позже удалили.

Ещё дальше, на углу с Малым Афанасьевским переулком стоит здание посольства Туркмении. А нам нужно вернуться обратно по Филипповскому переулку. В доме № 11, стр. 2 (вход со двора) расположена театральная студия "Старый Арбат". В театре играют не профессиональные актёры. Периодически проводится набор молодых людей 18-25 лет. С репертуаром можно ознакомиться здесь.  

Бульвары. Здани...
Бульвары.Декор ...

Напротив этого здания есть проход, ведущий к арке в доме № 27. через который мы вернёмся на Гоголевский бульвар. Перейдя бульвар заглянем в находящийся на его четной стороне Колымажный переулок. Здание Наркомата обороны № 14 стр.1 с крупным орнаментом в виде танков, стоит от нас слева. За танками скрывается зал заседания без окон. Здание в популярном в 1934 году стиле арт-деко выстроено специально для Наркомвоенмора, т.е. народного коммисариата военных и морских дел. С 1946 года здание занимало Министерство вооруженных сил СССР. В настоящее время здесь разместилась телерадиостудия этого министерства.

Первый памятник...
04.2017-117-Вто...

Вновь возвращаемся на середину бульвара. Подойдём к памятнику Н.В.Гоголю и вспомним историю его возникновения. К столетию со дня рождения писателя в 1909г. Ф.Шехтель и Н.Андреев создали памятник, на котором Николай Васильевич изображен в минуты скорбных раздумий, в тот момент, когда он решает сжечь 2-й том "Мёртвых душ". Широкая публика весьма критично отнеслась к "такому" Гоголю. Но всё же памятник простоял на том самом месте, где мы сейчас находимся до 1951 года. Решающим стала реакция Салина: "А что, великому писателю не нравится наша действительнось?" И вот тот, первый памятник перекочевал к дому, где последние 4 года прожил писатель, а на этом месте в 1959 году появился новый, жизнеутверждающий Николая Томского. И сам скульптор невысоко оценивал эту свою работу, а люди и вовсе сделали его предметом надсмешек: 

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя — помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит — для смеха!

Сейчас мы пойдём дальше, перейдём Арбатскую площадь, и там, на Никитском бульваре увидим первый памятник. У вас будет возможность сравнить их.

Между Гоголевским и Никитским бульварами лежит Арбатская площадь. Перейдём её. Слева останется ресторан Прага, стоящий у входа на Арбат. 

shema 16 2  

Дом журналиста

Конфигурация Никитского бульвара сначала не позволит вам свободно переходить с четной на нечетную сторону из-за двухуровнего перекрёстка на Арбатской площади. Поэтому я предлагаю идти по нечетной стороне. А на особняк князей Гагариных на противоположной стороне, где на следующий день после своей свадьбы на балу танцевал сам А.С.Пушкин, где в 1925 году прощались с Сергеем Есениным, мы посмотрим издалека. Практически с 1920 года в нём разместился Домжур, т.е. дом журналистов. Здесь выступали поэты Александр Блок, Владимир Маяковский, Владимир Брюсов, Сергей Есенин, Демьян Бедный, нарком просвещения Анатолий Луначарский и другие. Отсюда в 1941 году московские журналисты уходили на фронт. Около дома установлен памятник фронтовым корреспондентам, но чтобы его увидеть, надо подойти ближе.

 

Два памятника Г...

Мы же идём по нечетной стороне. Проходим мимо домов 5 и 7, заходим во двор. Справа, в доме № 7А расположен музей Н.В.Гоголя. Писатель прожил здесь последние 4 года своей жизни. Именно здесь он испытал те душевные терзания, что и отразил скульптор Андреев на памятнике, стоящем во дворе. Историю памятника я уже рассказывала. когда мы стояли на бульваре имени писателя. Осталось только упомянуть, что на постаменте мы видим героев произведений Гоголя. Тараса Бульбу автор лепил с Гиляровского, а героев "Мёртвых душ" - с артистов Малого театра. Можно, конечно, зайти и в сам музей, но я уже говорила, что не любитель посещать музеи подобного рода, так что - без меня..

Я же зову вас обратно на Никитский бульвар. Следующий дом № 7Б-9 называется "дом полярников". Его перестроил в конце 1930-х годов архитектор Е.Иохелес, удачно вписав в новый дом старый, доходный, для Главсевморпути. В доме жило 9 героев Советского Союза, в том числе лётчики, полярники. Не торопитесь. Изучите все мемориальные доски, укреплённые на его стенах.

Никитский бульв...

Дом № 11 является памятником архитектуры, но мне больше нравится следующий, № 13, из красного кирпича. В нём расположен фармацевтический факультет медицинской академии им. Сеченова. Здание изначально было построено в 1910 году для гимназии и всегда служило различным видам образования.

Музей искусств ...

 

А теперь пришла пора перейти по пешеходному переходу через бульвар. Там, в классическом здании с флигелем №№ 12А-12А стр.1, построенном Жилярди в начале XIX века, сегодня размещен Государственный музей народов Востока. На мой взгляд, это один из самых интересных музеев Москвы. Здесь предствалено искусство Индии, Ирана, Китая, Средней Азии, Дальнего и Ближнего Востока, Сибири и Севера, Кореи, Центральной и Юго-восточной Азии. Отдельная экспозиция посвящена наследию Рерихов. Очень интересен японский зал. Музей проводит лектории и кинопоказы, чайные церемонии и мастер-классы икебаны. [вт, пт, сб, все 11:00-20:00. ср, чт 12:00-21:00. пн - вх. полный билет гражданам РФ - 250 руб.] Интересно здание и снаружи. Флигель служил жилым домом семье генерал-лейтената Лунина, главный дом выкупил банк. В «Доме Луниных» Д.И. Жилярди совмещает тяжелые цоколи и гладкие стены, которые украшает лепнина – фризы, венки, розетки и маскароны над окнами; изображения лиры связано с музыкальными наклонностями хозяев дома, а рога изобилия - символа торговли и богатства появились уже после покупки дома банком. Чугунная решетка балкона является замечательным образцом русского художественного литья.

Ещё немного, и мы на площади Никитских ворот. Мы тут уже были, когда гуляли по Никитским улицам. Видели и фонтан-ротонду, и церковь, где венчались Пушкины. И театр на площади видели. Сегодня проходим мимо, идём на Тверской бульвар.

Старый вид Твер...

Это самый длинный из бульваров, более 800 м. Датой его прокладки считается 1796 год. Первоначально носивший безименное название Бульвар, он был засажен берёзами, липами, клёнами, хвойными породами. Всё это вырубили наполеоновские солдаты в 1812 году, превратив Тверской бульвар в место расположения своего лагеря. После ухода французов бульвар восстановили, добавили и скамейки, и фонтаны. Он вновь стал любимым местом прогулок дворянства. Вдоль бульвара выстроены здания в стиле классицизма. В большинстве своём этот стиль сохраняется. Мы увидим, какие памятники приобрёл бульвар в XIX и XX веках, посмотрим на чугунную ограду по проекту архитектора Г.И. Луцкого, пройдем мимо старейшего дерева и новых.

Памятник Тимиря...

Начинается Тверской с памятника Клименту Аркадьевичу Тимирязеву. До революции на этом месте стоял жилой дом, который был уничтожен в боях между большивиками и юнкерами. В 1923 году, через 3 года после смерти известного естествоиспытателя, ученого, специалиста в области фотосинтеза и физиологии растений был установлен этот памятник из цельного гранита работы Меркулова. Слева на основании вы увидите сколы - это следы от осколков, возникшие в 1941 году, когда при бомбордировке взрывной волной памятник был снесён со своего места.

 

Романовка

Буквально через десяток метров, слева, на углу с ул. Малая Бронная стоит дом № 7, знаменитая "Романовка". Почти весь XIX век домом владели князья Голицины. В середине века Михаил Голицин за свой счет поставил спиртовые фонари с отражателями на Тверском бульваре и нанимал оркестр, чтобы играли на улице. Новый владелец с фамилией Романов перестроил дом под мебелированные комнаты. Здесь жили студенты консерватории и художественного училища, поэтому в доме бывали многие известные люди: Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, В. В. Маяковский. Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Алексей Крученых. В 1890-х здесь проходили первые репитиции Русской частной оперы С.Мамонтова. Позже пристраевается "романовская зала", которая и сегодня служит сценой Театру на Малой Бронной.

Дом Ермоловой

 

Мы с вами посмотрим на богатую лепнину дома и пойдём дальше. №9 - доходный дом, а вот следующий дом № 11 заслуживает особого разговора. Фактически это два здания: особняк и флигель. Построенные в 1770-х годах они претерпели различные перестройки. Здесь почти 40 лет, с 1889 по 1928 годы жила величайшая драматическиая актриса, "лучшая из актёров" Мария Ермолова. Вензель "Ш" на фасаде гворит, что до революции домом владел муж актрисы Шубинский. Он эмигрировал после революции, а она осталась. Играла в театре, в доме устроила лазарет для раненых. За заслуги ей передали этот дом в постоянное пользование. Позже, чтобы жизнь не казалась такой мрачной, в окна дома были вставлены стёкла розового цвета. Сейчас в доме устроен музей её имени.

Пушкинский дуб.

Выйдем от дома на середину бульвара. Напротив дома № 14 огороженный цепями стоит старинный дуб, которому более 200 лет. Он помнит ещё Пушкина, который, если верить легендам, любил сидеть в его тени.

Памятник Есенин...

С обеих сторон Бульвара стоят здания, каждое из которых достойно отдельного рассказа. Но мы не будем останавливаться. Просто, проходя, будем ими любоваться. Вскоре на середине бульвара мы дойдём до памятника Сергею Есенину, открытому в последние годы существования СССР к 100-летию со дня рождения поэта.

Главный дом городской усадьбы № 23 сегодня занимает драмтеатр им. А.С. Пушкина. А до 1949 года это был Камерный театр Таирова. Это был новый, смелый, свободный, "раскрепощенный" театр. В 1928 году здесь была поставлена пьеса М.Булгакова "Багровый остров". Сатира на советскую цензуру не прошла цензуру. Через полгода спектакль был снят с репертуара.

Дом Герцена

Дом рядом - № 25 тоже никак нельзя обойти вниманием. В начале 1812 года в нём родился А.Герцен. А 30 лет спустя на т.н. "Свербеевские пятницы" сюда съезжался весь цвет, но более всех - литераторы: всё тот же Герцен, Чаадаев, Гоголь, Боратынский, Хомяковы. После революции в доме разместился Союз писателей и разные литературные объединения. Названный в это время  "дом Герцена" стал прообразом дома Грибоедова в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а реальные писательские организации превратились в литературное объединение «МАССОЛИТ». В 1933 году в Доме Герцена открылся Литературный институт, носящий сейчас имя М.Горького. Здесь преподавали или учились М. Шолохов, К. Паустовский, К. Симонов, Р. Гамзатов, Ю. Трифонов, жили Андрей Платонов, В. Иванов, М. Пришвин, С.Клычков, Д.Благой, В.Парнах, О.Мандельштам, Пастернак. В 1959 году во внутреннем дворе усадьбы открыт памятник А. И. Герцену.

Теперь наш путь лежит мимо бывшей усадьбы Салтыкова, памятника федерального значения, который вот уже 4 года стоит затянутым в строительную сетку и разрушается. Четыре строения и вовсе снесены. Примерно на этом уровне в центральной части бульвара установлен гранитный камень, обтёсанный в виде куба. На памятном кубе - надпись: "В память о революционной борьбе московских рабочих в сентябре 1905 года и в октябре 1917 года".

Нам осталось пройти совсем немного до Пушкинской площади. Слева остаётся сквер, названный Новопушкинский. В нём приятно просто отдохнуть. Работает фонтан, есть скамейки. Из сквера ведёт вход в пожалуй самое известное заведение Макдональса, т.е. место, где можно быстро, не дорого и достаточно безопасно поесть утолить голод. Простите - едой это вряд ли называется, хотя бывают исключения - сырники на завтрак или кофе в Маккафе. 

Всё. Две чаши-клумбы по сторонам от лестницы покзывают, где оканчивается Тверской бульвар. А между тем, в конце 1880 года на деньги, собранные по подписке, на Тверском бульваре появился памятник А.С. Пушкину. На открытии памятника произносили речи Достоевский и Тургенев, а подножие монумента было буквально засыпано лавровыми венками. Куда же он подевался? Мы узнаем очень скоро.

Перед нами Пушкинская площадь, которую мы тоже уже осмотрели, когда шли по Тверской. Сейчас нам нужно найти подземный переход (он же вход в метро) слева или справа от Бульвара и пройти под площадью на Страстной бульвар.

shema 16 3  

Памятник Пушкин...

Выходим на противоположной стороне Тверской улицы и обнаруживаем нашу потерю. Памятник Александру Сергеевичу стоит ровно напротив того места, где был поставлен в 1880 году. "Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак."— писал В. Катаев в романе-воспоминании «Алмазный мой венец».

На то место, где моё поколение привыкло видеть памятник Пушкину, он переместился в 1950 году. Тайные причины такого движения в точности мне не известны. Возможно Советская власть хотела заполнить пустоту, образовавшуюся после сноса всех построек Страстного монастыря. Вместо памятника на этом месте прежде была колокольня. Претерпел и монумент некоторые изменения. На оригинале скульптора А.М.Опекушина на пъедестале были вырезаны строки в старой орфографиии и несколько изменёнными по цензурным соображениям словами. И "восславил Свободу" тогда превратилось в "прелестью стихов был полезен". Когда же этот текст заменили на авторский, орфографию "осовременили". Так что не удивляйтесь! По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.

 За памятником видим здание кинотеатра "Россия", открытого в 1961 году. Это был, пожалуй, главный кинозал страны. Зал вмещает более 2000 человек. Здесь показывались важнейшие кинопремьеры, проходил Московский кинофестиваль. Здание очень узнаваемо: стеклянный фасад, козырёк крыши приподнят вверх, много лестниц и переходов. В 1997 году новый собственник дал кинотеатру новое название "Пушкинский" и новую жизнь с современным оборудованием. Но с 2012 года кинотеатр переделан в театр. Ему возврашено историческое название "Россия". В театре идут мюзиклы - новые или возрождённые. С 1.10.2016 по май 2017 - "Золушка". Что дальше? следите за рекламой!

Утро России

Там, за театром-кинотеатрм начинается собственно Страстной бульвар, который по левой стороне сначала зовётся Большой Путниковский переулок. Обойдём "Россию" слева. Здесь все здания, что называется "с историей". Вот № 5-7 построен Фёдором Шехтелем. Оттого и глазурированный кирпич, и огромные оконные проёмы-витражи. В здании размещалась редакция и типография газеты "Утро России" - дело, которым владел старший брат Павел Рябушинский. Логотип над фасадом был восстановлен уже в 2000 г.

 А теперь выходим на бульвар. Это самый широкий из всех бульваров кольца "А", примерно 80 м. Прежде бульвар был узкой аллеей, а вокруг от Большой Дмитровки до Петровских ворот - Сенная площадь, где торговали сеном. Позже, в конце XIX века Е.А.Нарышкина за свой счет преобразовала площадь в место прогулок, которое получило название Нарышкинский сквер. Имя домовладелицы сейчас сохранилось только в названии проезда между бульваром и 1-й женской гимназией, в здании которой в 1905—1917 годах жил и работал Сергей Рахманинов, с 1938 года размещался Всесоюзный Радиокомитет, а сейчас Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Тут же была редакция журнала "Новый мир", главным редактором которого был. Александр Твардовский.

Памятник Рахман...

Так что бульвар начинается памятником А.Т. Твардовскому, выдающемуся писателю и публицисту, автору знаменитой поэмы "Василий Теркин" и многих других произведений. А дальше по бульвару в 1999 году установлен и памятник великому русскому пианисту, композитору и дирижеру Сергею Рахманинову.

А совсем скоро, т.к. Страстной бульвар достаточно короткий, мы дойдём до площади Петровских ворот, про которую Владимир Семёнович с грустью говорил, что "не поставят мне памятник где-нибудь у...". При жизни барда, композитора, актёра В.С.Высоцкого не желали считать поэтом, старались как можно меньше способствовать росту его популярности. Не было напечатано ни одного его стиха... А мы всё равно знали их наизусть. Не все, столько просто не запомнишь, но не меньше 50-ти уж точно... Но уж после смерти его всё случилось, как он и предсказывал: "не скажу про живых, а покойников мы бережем". И книжки, и виниловые пластинки, и вечера памяти, и "памятник где-нибудь у Петровских ворот".

Слева от нас и от Высоцкого видим последние здание на Страстном бульваре - № 15/29. Это особняк князей Гагариных. До 1812 года здесь размещался Московский английский клуб - организация весьма примечательная несмотря на странное название. Подобные клубы работали по аналогии с западными джентльменскими собраниями. Устав клуба был очень строгим, а членами его стремились стать все знатные мужчины. Каждый член клуба мог пригласить с собой одного гостя. Так что, список бывавших здесь настолько широк и содержит столько известных имён, что я не стану приводить его. Тут играли в карты и формировали общественное мнение. 

Главное событие «английского периода» в истории здания пришлось на 3 марта 1806 года: джентльмены организовали званый обед в честь героя Шенграбенского сражения князя Петра Багратиона. Картину того вечера по воспоминаниям современников восстановил один из более поздних завсегдатаев Английского клуба — писатель Лев Толстой в романе «Война и мир»: "3-го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов, и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое-кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба". Однако, здание сгорело в Большом пожаре 1812 года. Клуб после этого сменил несколько зданий. пока не обосновался на Тверской улице.

 

Екатерининская ...

К 1828 году особняк был восстановлен и приобретен военным генерал-губернатором Москвы Д. В. Голицыным для устройства в нём больницы под руководством доктора А. И. Поля — домашнего врача Д. В. Голицына. Больница просуществовала здесь до 1985 года, а окончательно съехала вообще только в 2005 г. Сейчас ведётся реставрация. В планах было устроить здесь Дворец бракосочетаний, но видимо сработал другой план - передать Московской городской Думе.

У площади Петровских ворот Страстной бульвар заканчивается. Дальше по "кольцу" лежат Петровский, который у Трубной площади вливается в Рождественский, затем Сретенский, а там Тургеневская площадь и уже пройденный нами с памятником Грибоедову Чистопрудный, Покровский. Завершает цепочку Яузский бульвар. Здания на перечисленных бульварах не менее красивы. Имеются и важные исторические строения. Часть из них в районах площадей мы видели во время других прогулок. Поэтому предлагаю не повторяться. Давайте пойдём от площади направо, на Петровку.

 

shema ot petrovki

Скульптуры во д...

Через два дома от площади по правую руку мы видим дом № 25. Это Дом Губина, памятник архитектуры XIX века. Сегодня здесь находится одна из площадок Московского музея современного искусства. [пн.-вс 12:00-20:00, чт 13:00-21:00, полный билет 350 руб.]. Зайдём во двор, где стоят бюсты и памятники. Это -  часть экспозиции музея, скульптуры Зураба Церетели, основателя и первого директора музея. Сцены из грузинской жизни изображены такими, какими их помнит автор. Мне нравятся герои "Мимино". А что внутри музея? "В экспозиции полотна Казимира Малевича, Марка Шагала, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Владимира Татлина, Павла Филонова и Василия Кандинского, скульптуры Александра Архипенко и Осипа Цадкина. Кроме того, музей гордится своим уникальным собранием работ грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Внушительный раздел экспозиции посвящен творчеству художников-нонконформистов 1960–1980-х годов: Ильи Кабакова, Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Виталия Комара и Александра Меламида, Оскара Рабина, Дмитрия Краснопевцева, Леонида Шварцмана, Олега Целкова и других". Однако, на сайте музея обозначены пять высавочных площадок, а где какие произведения расположились, выяснить не удалось :(.

Интересно не только содержание дома, но и его внешний облик. Вот что писал известный москвовед Пётр Васильевич Сытин в основательном труде «История московских улиц»: «...Из домов XVIII в. с хорошей архитектурой на Петровке следует отметить дом №25, построенный М. Ф. Казаковым для купца Губина, известного богача-археолога.» Всё традиционно для классицизма: шестиколонный портик и треугольный фронтон. Однако, парадный вход расположен не с улицы, а со двора. С чего бы? Специалисты утверждают, что архитектор Матвей Казаков специально расположил вход позади дома, чтобы звуки торжеств не смущали монахов Высоко-Петровского монастыря, расположенного напротив.

Высоко-петровск...
Высоко-петровск...

Один из древнейших монастырей в Москве, Высоко-Петровский занимает почти весь квартал между  улицей Петровка, Крапивенским переулком и Петровским бульваром. Ещё в начале XIV века митрополит Пётр основал его в селе Высоком на берегу Неглинки, а когда после смерти митрополит был причислен к лику святых, храм, а позже и монастырь переосвятили в честь первого московского святого. Каменный собор Митрополита Петра, древнейшее сооружение монастыря, был построен позже, в 1514-1517 годах и является одним из ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве, единственным его представителем в современной Москве. Петровский монастырь был любимым местом моления семьи Нарышкиных, в том числе и метери Петра I Натальи Кирилловны. Каменная пятиглавая церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери стала усыпальницей рода Нарышкиных, здесь были похоронены 18 родственников Петра I. В период борьбы за власть Пётр укрепляет этот монастырь так же, как царевна Софья - Новодевичий. В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили обитель.

Ещё большим испытанием стали годы Советской власти. Из Боголюбского храма-усыпальницы были выброшены все надгробья царских родственников, которые сегодня сложены вдоль южной стены храма. В Боголюбском храме был устроен завод по ремонту моторов для сельскохозяйственной техники. В храме Сергия Радонежского открыли спортзал, потом здесь был репетиционный зал хореографического ансамбля «Берёзка». В палатах монастыря была шляпная мастерская и чайная «Общества помощи инвалидам». Во время строительства метро территория монастыря заваливалась мусором и грунтом, благодаря чему храмы ушли в землю почти на 2 метра. Монастырь вообще предполагалось снести, чтобы расширить Петровку, но намерение выполнено не было. С 1990-х началось возвращение Высоко-Петровского монастыря Русской Православной церкви. Собор Петра восстановили в том виде, как его построил Алевиз Фрязин. Оконным проёмам был возвращен прежний нерастесанный вид, а грунт у южной стены собора был понижен на два метра. Каждую субботу здесь служат литургию на греческом языке. Храм украшают иконы и фрески, выполненные в старомосковском стиле. Сегодня любой может свободно зайти на территорию и осмотреть обновлённые постройки. 

Но вы уже не увидите в окна храма Сергия Радонежского зеркала и станки в репетиционном зале. И со стороны Петровки больше нет входа в Братские кельи, которые ещё зовутся Нарышкинскими палатами, где был один из отделов Литературного музея, объединяющего около полутора десятка домов-музеев писателей и поэтов. В 2014 году музею пришлось освободить монастырское помещение.

Спускаемся по Петровке. Угловой дом № 22 принадлежит Москвоской городской думе. Еще немного - и поворот налево, на улицу Петровские линии. Удивительно. Как будто мы случайно забрели на улицу Петербурга. Посмотрите: дома с обеих сторон улицы совершенно одинаковы. Читаем у Пастернака: "Петровские линии производили впечатление петербургского уголка в Москве". Такое место в Москве есть ещё только одно, в Ветошном переулке.

Петровские лини...

"Соответствие зданий по обеим сторонам проезда, лепные парадные в хорошем вкусе, книжная лавка, читальня, картографическое заведение, очень приличный табачный магазин, очень приличный ресторан, перед рестораном — газовые фонари в круглых матовых колпаках на массивных кронштейнах".

 

 

Может быть именно здесь доктор Живаго увидел свечу в окне: 

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.