6. Замоскворечье 5,3 км

Парк Музеон

 Сегодня мы побываем в Замоскворечье. Точнее, в двух районах: Якиманка и Замоскворечье. Этот некогда непристижный район был заселён не знатью, а купечеством. Вот и остались нам в наследство милые церквушки, богатые особняки, прямые улицы, узенькие переулки. Это та самая, тихая и уютная, самобытная и новая, патриархальная Москва. Мы пройдём этими улочками, а затем обязательно зайдём в самый известный музей Москвы, в Третьяковскую галерею. 
Начинается наш маршрут там же, где окончился четвёртый - "Свободная Россия", а именно на станции метро "Парк культуры" около музея Москвы на Зубовском бульваре.  
Приехав на станцию, мы должны перейти на радиальную, Сокольничью линию. У этой станции два наземных вестибюля: южный, объединённый с выходом с кольцевой линии и северный, ведущий на ул. Остоженка. Он-то нам и нужен. Вестибюль украшен мозаичным панно с изображением Максима Горького.
Выходим на Остоженку. Под эстакаду пешеходный переход ведёт к Музею Москвы (бывшие провиантские склады). Мы же пойдём прямо и налево, мимо дома с адресом Остоженка, д.53/2, в котором расположена Дипломатическая академия МИДа. Обогнув дом, выходим на Крымский мост. Перейдём по нему через Москва-реку. Когда слева от нас увидим ступени, можно спускаться. Если проследовать до следующего спуска, то попадём в подземный переход к Парку Горького. Художники превратили переход в арт-салон.
Музеон
 Ну, а если мы спустились к зданию Третьяковской картинной галереи на Крымском валу, то уже видим вокруг здания парк Музеон. Можно, конечно, назвать это кладбищем памятников советской эпохи. Но с другой стороны - это великолепные работы талантливых и именитых мастеров, а иногда новаторские находки молодых скульпторов.
Если Вы любите современное искусство, то обязательно зайдите в здание музея. Здесь собраны картины русских художников, творивших с начала 20-го века и по сегодняшний день. 
Режим работы постоянной экспозиции: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00) четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00) выходной — понедельник. Вход на постоянную экспозицию и временные выставки:   400 руб. — взрослые  150 руб. — для льготных категорий.  Каждую среду для индивидуальных посетителей бесплатно 
В парке Музеон, что на древнегреческом означает Храм искусств, собрано более 1000 памятников. Некоторые демонтированы в период перестроечной "борьбы с памятниками". Другие оказались здесь на время реконструкции, да так и остались. Есть и такие, что созданы специально для данного места. Здесь можно увидеть работы Евгения Вучетича, Владимира Лемпорта, Сергея Меркурова, Веры Мухиной и других знаменитых скульпторов. На памятниках сохранены полученные дефекты, сколы, даже надписи, которые тоже своеобразный памятник эпохи. 
В парке искусств регулярно проводятся различные занятия, музыкальные концерты, гастрономические, книжные и театральные фестивали, выставки современного искусства, кинопоказы, образовательные проекты и другие мероприятия для детей и взрослых. В Музеоне есть парковая библиотека (библиотечный шкаф с книгами, которые можно почитать в парке, а потом оставить в специальных контейнерах). Также в числе проектов Музеона: экскурсионное бюро, вегетарианское кафе, сферический кинотеатр с научными фильмами и др. Здание школы специально предназначено для образовательных проектов.
 А вот схему расположения памятников найти не удалось. Может их местопребывание меняется?
В парке Музеон можно провести полдня, тем более, что вход в него свободный, а открыт он с 8:00 до 23:00. Но мы не можем надолго задерживаться. Нас уже ждёт Замоскворечье. Так что, возвращаемся на Крымский вал, продолжаем движение от Крымсого моста к улице Большая Якиманка. Как увидите слева в доме № 8 пекарню Волконский, зайдите, купите себе чего-нибудь в дорогу. Такой вкусной выпечки я не ела нигде.

 

Дойдя до пересечения с Большой Якиманкой, по подземному переходу выйдем на противоположную, нечетную сторону улицы. Улица Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. Наше движение продолжится влево, и очень скоро перед нами вырастет изумительный дворец. Сверяемся с планом: дом № 43. Всё верно, в нём сейчас посольство Франции. 

Построил этот дом богатейший купец Николай Игумнов.

Псевдорусский стиль в конце 19 века был в большой моде, вдохновение архитекторы черпали в старинных русских теремах. Кирпич был привезён из Голландии, изразцы изготовили на фарфоровом заводе Кузнецова. Колоколенки и арки объединены шатрами и колоннами. Дом получился очень красивым, но москвичи не приняли его. И Игумнов отказался оплатить архитектору превышение сметы. Разорённый архитектор покончил с собой. А его творение стоит уже второй век и славит его имя. История не новая. Такой же печальный конец ждал архитектора Венской оперы. А здание так же славит имя её создателя.
В 1925 году в особняке разместился Институт мозга, который занимался изучением мозга умерших людей, считавшихся при жизни гениальными. Естественно, первым в этом ряду был мозг В.И. Ленина. 
В 1938 году здание было передано посольству Франции.
Храм Иоана Воин...
С особняком связано много историй и легенд. Одна из них утверждает, что в конце 19 века молодой человек Алексей Щусев, приехав в Москву, восхитился домом Игумнова и принял решение стать архитектором. И стал самым востребованным из них, автором множества проектов от церквей и иконостасов до восстановленных после войны городов. А самым известным творением автора стал мавзолей Ленина, сначала деревянный, затем и каменный.
Напротив посольства расположен Храм Святого Мученика Иоанна Воина на Якиманке (д.46, стр.1). В камне новый храм поставлен в честь победы Петра под Полтавой. Может оттого он такой красочный и яркий. 

Идём вдоль ограды особняка Игумнова, восхищаемся тонкостью её кружева. Там, где она заканчивается, сворачиваем направо, в 1-й Спасоналивковский переулок. По моим расчетам это самая короткая дорога до следующего пункта нашей прогулки. Проходим переулок весь, до самой Большой Полянки. По пути любуемся великолепным состоянием старинных особняков. На Б.Полянке заворачиваем направо, и почти сразу налево, в Погорельский переулок. Тут нас встречают уже совсем другие дома. 

Я начинаю задумываться, где бы перекусить. Вот летняя веранда рест-бара Самбреро. А чуть дальше - кафе-кулинария "Искусно и вкусно". Можете поэксперементировать, я же решила не задерживаться, иду вперёд.

Вот по правую руку вижу дом № 7 с милым полукруглым балконом на боковом фасаде. Прямо сквозь балкон растёт могучее дерево. Здесь посольство Экваториальной Гвинеи. Значит нам пора заворачивать налево, во 2-й Казачий переулок. 

Идём по нему ещё чуть-чуть, до дома № 4. Что это? Со стороны улицы ничем не примечательный 4-хэтажный дом, если не считать подземного паркинга с торца и кованных ворот во внутренний двор. Вот тут-то нас и ждёт сюрприз. Внутренний двор имеет форму подковы, почти замкнутого колодца. Но не тесного и тёмного, как в Петербурге, а широкого, летящего. Во дворе стилизация под развалины древних сооружений, каменные скамьи. Колонада стремится ввысь, Арочные окна подъездов, полукруглые карнизы, дополнительные этажи. Всё это наводит мысль об Италии. И неудивительно. Комплекс носит название "Римский дом". Построен он в 2005 году целой группой архитекторов во главе с М. Филипповым.

Вдоволь насмотревшись на Италию, продолжаем двигаться по 2-му Казачьему переулку до его пересечения с 1-ым Казачим. Всё, прямо дороги нет. Направо пойдёшь - на Большую Ордынку попадёшь, налево пойдёшь... Пойдём-ка налево, т.е. вернёмся на Большую Полянку, а уж там, повернув направо, пойдём на север, до Храма святи́теля Григо́рия Неокесари́йского. Уже в 17-м веке в народе его прозвали "красный", т.е. красивый. Так он и значился в официальных документах. 
 
Князь Василий II Тёмный, возвращаясь из татарского плена, в день празднования памяти святителя Григория епископа и чудотворца Неокесарийского 17 (30) ноября 1445 года, увидел белокаменные стены Кремля. На том месте, где это произошло, он выстроил деревянную церковь. Она сгорела в пожаре в 17-м  веке. На её месте (южнее, на месте Старомонетного переулка) поставили другую. А тот храм, что мы видим, был выстроен в 1667 году рядом с деревянным, взамен ему, чтобы не прерывать богослужений во время строительства.
Храм построен в стиле Русского узорочья. Затейливые формы, обилие декора, сложность композиции и живописность силуэта – вот характерные черты стиля. Храм завершает три ряда «огненных языков» кокошников, а выше – пятиглавие с крестами и коронами, в знак того, что это царский храм. Изразцовый фриз состоит из 9000 поливных изразцов, не потерявших своего многоцветия до сих пор.
После революции Храм был закрыт, ценности перевезены в различные музеи. В 1930 году проводилось расширение улицы Большая Полянка. Храм стоял на пути. Шатровую колокольню хотели снести, но учитывая её историческую ценность – оставили. Решение было найдено. В колокольне прорубили проход. Посмотрите на фото. Андрей Вознесенский был очень впечатлен видом колокольни, стоящей прямо на тротуаре: Neokesariiski1
 
Как колокольня алая,
Пылая шубой ярко,
Нарышкина Наталья
Стоит на тротуаре

В той шубке не приталенной
Ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждёшь кого-то?
 
Сейчас в Храме вновь ведутся богослужения.