Ленинградский в...

Это первый вокзал в Москве. Сегодня на фоне соседей Казанского и Ярославского вокзалов он не смотрится достаточно величественным. Однако, на момент строительства считалось, что железная дорога будет обслуживать только высшее сословие столицы. Поэтому и убранство вокзала было очень дорогим, торжественным. Использовались высококачественные материалы: дубовые паркетные полы, мраморные печи, а в царском зале - дубовые двери и шкафы с зеркальными стёклами.

В феврале 1841 года был издан царский указ о строительстве первой железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Для обслуживания дороги нужны были вокзалы. Строительство их было поручено Константину Андреевичу Тону. К этому моменту он уже проектировал Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейную палату. Оба вокзала одинаковы между собой и повторяют стиль предыдущих построек, византийский: уже знакомые арочные окна с гирьками, строгий фасад. А кроме того, приставные колонны, башня с часами, повторяющая башню Городской Думы Санкт-Петербурга.

В Москве Санкт-Петербургский вокзал было решено строить на пустыре, на Каланчевском поле. Главной причиной этого была боязнь пожаров от топки паровозов.

В 1849 году Вокзал был построен. В 1851 открыто регулярное движение поездов. Путь до Санкт-Петербурга длился 22 часа. Люди новшество оценили, почтили стихами:

Близко Красных ворот
Есть налево поворот.
Место вновь преобразилось,
Там диковинка открылась,
И на месте, на пустом,
Вырос вдруг огромный дом.
На дому большая башня,
И свистит там очень страшно
Самосвист замысловатый,
Знать заморский, хитроватый.
Там чугунная дорога,
Небывалая краса,
Это просто чудеса.
В два пути чугунны шины,
По путям летят машины,
Не на тройках, на парах,
Посмотреть, так прямо страх.
Ну, признаться, господа,
Славны Питер и Москва.
До чего народ доходит
Самовар в упряжке ходит
.

Несмотря на то, что этот вокзал стал первым Московским вокзалом, именно его не пришлось через один-два десятка лет перестраивать и расширять. Изменения касались только названия. В 1855 году в честь Николая I он стал Николаевским, в 1923 - Октябрьским, в 1937 - Ленинградским.

Ленинградский в...
 
Ленинградский в...

Конечно, были обновления и переделки. Однако, серьёзная реконструкция была произведена только в 1975 году. В 1997 году на стене вокзала появилась памятная доска его архитектору. А в 2013 году, после последней реконструкции, справа от центрального входа в Ленинградский вокзал установлен его бюст.

Сегодня Ленинградский вокзал, как и прежде, является связующим звеном Москвы с Санкт-Петербургом. Сейчас это современное здание с электронными табло, современными лифтами и эскалаторами, удобными креслами в залах ожидания, автоматами с напитками и едой, билетными терминалами. На стенах панорамные фотографии Москвы. Всюду подробные указатели. Есть автоматическая камера хранения. Вокзал стал доступной средой для людей с ограниченными физическими возможностями.

 

Ленинградский в...

Естественно, что бОльшая часть поездов уходят в Санкт-Петербург и в его направлении. Особо хочется рассказать о Сапсане. Мне доводилось пользоваться высокоскоростными поездами и прежде. В Италии между городами ходят цветные "стрелы": Frecciarossa, Frecciargento, Frecciabianca. В Японии совершенно сумасшедшая сеть железных дорог, по которым бегают Синкансены, "поезда-пули". Видимо, есть они и в других странах. Но, если в Японии первый "пуля" пущен в 1964 году, то в России это чудо техники впервые отправилось в путь в 2009 году. Сегодня Сапсаны ходят в Санкт-Петербург и в Нижний Новгород. Скорость их не настолько велика, как заявлено, т.к. ходят они по общим с простыми поездами путям. Но скоро и у нас будут отдельные пути для Сапсанов. И тогда каждый сможет испытать это ощущение взлёта, когда за окном мелькает пейзаж со скоростью в 300 км/ч. В стоимость билета входит горячее питание на выбор согласно меню. Оплатить билет и выбрать питание можно по интернету. При посадке нужно лишь предъявить посадочный талон (можно на экране смартфона). Для часто переезжающих есть система скидок. И хотя удовольствие поездки на Сапсане не самое дешевое, оказалось, что это плата за удобство. Когда в начале июня 2015 года в Москве случился очередной природный катаклизм, а Аэрофлот, как обычно, оказался к нему не готов, в Шереметьево скопилось несколько десятков тысяч транзитных пассажиров, которых из их провинций отправили с напутствием: там подойдёте к транзитной стойке и вам поменяют билет на ближайший рейс. На деле стойка оказалась одна. В Питер отменили около 10 рейсов. Стояние в этой общей очереди в течении 5-ти часов утвердило в мысли, что здоровье дороже: гостиницы все заняты, питание может уже не понадобиться по причине голодной смерти, ближайший рейс только завтра, если достоишься до стойки. В туалет отойти нельзя, т.к. обратно тебя никто не пустит. И вот тут возникла идея купить билет на ближайший Сапсан. Да, пропал билет на самолёт. Да, пришлось срочно бежать на аэроэкспресс. Но уже через полтора часа тебя ждало удобное кресло, горячий обед и все блага цивилизации. А ещё через 4 часа Сапсан остановился около брата Ленинградского вокзала - на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Железнодорожники предусмотрительно пустили в тот день несколько дополнительных Сапсанов. Вот это я понимаю: держат руку на пульсе событий.

Ленинградский в...
Московский вокз...

И ещё пару штрихов к портрету вокзала.

В бизнес-зале ожидания помещается стойка буккроссинга. Любой может зайти туда за книгой в дорогу. Можно взамен оставить ту, что уже прочел.

Слева от входа в вокзал есть служебное крыло. По чугунной лестнице на 3-й этаж можно попасть в бывшие императорские покои. Сейчас здесь расположилась администрация вокзала.

А в часовую башню ведёт винтовая кованная лесенка. Правда там, внутри сейчас не так интересно. Часы теперь электронные, колокольчики в оканах - просто декорация.