04.2017-172-Хор...
04.2017-173-Хор...

А теперь, стоя лицом к Всесвятской церкви, повернём налево, в Солянский проезд. Дойдя до перекрёстка (улицы Забелина, Солянка, Солянский проезд, Спасоглинишевский переулок), завернём снова налево, в переулок. 

В доме № 10 расположена Московская хоральная синагога. В синагоге находится Главный раввинат России, высшее духовное училище Иешива. Хоральной синагога называется потому, что богослужение здесь ведет группа канторов – небольшой хор, который поет молитву.

Участок для неё был куплен ещё в 1886 году. Построили её по проекту Семена Семёновича Эйбушитца.. Одним из главных заказчиков был основатель торгово-промышленной империи Лазарь Соломонович Поляков, штатский генерал, получивший чин за крупное пожертвование на благотворительность. О нём в городе ходил такая шутка: «И охота вам затруднять язык-Лазарь Соломонович, Лазарь Соломонович, говорите просто – Ваше превосходительство». Л.С.Поляков заказал архитектору постройку хоральной синагоги. 

 Здание построили в 1891 году, но из-за возобновившихся гонений на евреев, синагога не была открыта. С неё даже сняли посеребряный купол. Моления начались только в 1906 году, когда Николай II объявил свободу вероисповеданий.

В годы Советской власти здание сильно разрушилось. Только в 2001 году была проведена реставрация, восстановлены интерьеры: очень красивая роспись потолка и стен, огромные люстры, колонны на втором этаже. Вернулся на место серебряный купол с Маген-Давидом.

Была построена «стена Плача» в память о разрушенном Иерусалимском Храме. Не забудьте листочек бумажки и ручку, чтобы написать просьбу… Этот кусок стены Иерусалимского храма, разумеется, сделан в наши дни. Но в нём есть каменные блоки, времен Понтия Пилата. 

   Напротив входа ещё в 2016 году была установлена Хамса – ладонь Б-га, защищающего нас. Дотроньтесь до длани Божьей. Загадайте самое заветное. И по вере Вашей исполнится...

Происхождение хамсы (талисмана), как руки, отводящей дурной глаз, как символа благословения, удачи и счастья, неизвестно. Мотив этот встречается повсеместно - в Азии, в Африке, в Америке, однако чаще символ воспринимается как восточный, название которого и в арабском, и в семитском восходит к понятию «пятерня».

В иудаизме она известна как «ЯД ХА-ХАМЕШ» («Рука-пятерица»), и ее связывают с пятью книгами Торы, а потому часто украшают защитными молитвами. Многие евреи считают, что пять пальцев хамсы напоминают ее владельцу о необходимости использовать все свои пять чувств, чтобы прославлять Всевышнего.

У меня такой талисман всегда с собой. Я его вместо брелка на телефоне использую.

Но последний визит не порадовал: пространство напротив синагоги активно модернизируется. Подойти к месту установки хамсы возможности нет. Надеюсь, она всё ещё там! А это фото - с прошлого раза.

 

04.2017-174-Дюр...

Возвращаясь от синагоги по левой стороне переулка к перекрёстку, загляните во двор дома 9/1. Там увидите трансформаторную будку, расписанную граффити по мотивам картин Дюрера. 

Нашла информацию в ЖЖ: 

Художник Максим Косаткин выбрал для украшения этой постройки наибо лее известные работы Дюрера: "Меланхолия", "Четыре всадника Апокалипсиса", "Святой Иероним в келье" и другие.

  Некоторым гравюрам автор граффити добавил цвета. Все-таки одно дело - Возрождение, другое - искусство большого города.