19. Шаболовка

Напротив бывшей богодельни имени Нечаева стоят здания с общими номерами владения 26 и 28.  Это здания бывшей шелкоткацкой фабрики. Поперёк Шаболовки отходит улица Академика Петровкого, бывший Ризоположенский переулок. Первые каменные корпуса фабричного назначения появились на этом углу ещё в 1835 году. К 1840-му году здесь поселилось шелкоткацкое производство французского подданного Гужона.

Когда через 40 лет фабрика перешла по наследству сыну Гужона Юлию, он продал её другому французу Гектору Францевичу Симоно. Надо сказать, что Юлий Петрович Гужон был успешным предпринимателем, приверженцем технического прогресса. Первые автомобильные права в России выданы были именно ему. Он мечтал об издании в России атласа автомобильных дорог, участвовал во многих промышленных комитетах, был председателем Московского общества заводчиков и фабрикантов и погиб в 1918 году в Крыму.

А шелкоткацкая фабрика при Симоно стала одним из крупнейших производств в России. Её продукция получила высшую награду на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года. Из-за расширения и реорганизации к 1898 году были построены новые кирпичные корпуса. Работавшие на фабрике женщины жили тут же, в казармах на территории.

Дом Симоно пере...
Дом Симоно посл...

Однако, и владелец фабрики жил вблизи от своего производства. Его особняк выделяется среди однотипных фабричных зданий. Сегодня дом-терем (строение № 14) отреставрирован новыми владельцами и выставлен на продажу,так что. видимо можно зайти и посмотреть на его внутреннюю планировку и даже на сохранившуюся деревянную лестницу.

Фабрика же в годы Советской власти была национализирована, реорганизована а шпульно-катушечную фабрику им. Дзержинского и просуществовала в роли "Шпульки" до 1990 года. Затем превратилась в бумажно-технологическое производство. Корпус, выходящий на Шаболовку передан Текстильному институту. Но пожар 1995 года повредил почти все здания фабрики, так что большая их часть была передана Высшей школе экономики. которая и занимается их роеставрацией и реконструкцией.

Строения №№ 10,12,13 и 14 в конце концов попали в частные руки. Как я уже говорила, особняк Симоно (стр. № 14) уже отреставрирован и продаётся. Другое здание превращено в комплекс лофт-апартаментов «Шаболовская слобода». Продажа уже ведётся, рекламу повторять не буду. А вот договориться о показе под предлогом осмотра перед покупкой вполне можно.

Памятник Дзержи...

Около корпуса ВШЭ установлен памятник Дзержинскому, т.к. он был руководителем наркомата лёгкой промышленности. Правда нынешние студенты относятся к наркому без должного почтения: по праздникам наряжают его и делают центром развлекательной программы. Да и ладно, пусть смеются, разве не для этого "железный Феликс" не жалел ни себя ни других, строя будущее, в которое верил?

Осмотрев корпуса бывшей фабрики, вновь выходим на Шаболовку и продолжаем двигаться на север. Там нас ждёт последняя на сегодня встреча с действующим инженерным сооружением, который является памятником.

Церковь Троицы ...

Но не забываем смотреть по сторонам. Через пару домов справа от нас окажется симпатичная церковь Живоначальной Троицы на Шаболовке (дом № 21). Приход эта церковь имела с 1697 года, а это здание получила в 1896 году. В 1930-е годы храм был закрыт и передан в народное хозяйство, но в 1992 году возрожден. Церкви принадлежит несколько святынь, что делает её привлекательной для православных верующих: Икона благоверного князя Даниила Московского с мощами, Икона Божией Матери «Казанская» и икона мучеников Пантелеимона и Вонифатия. Тем же путешевственникам,для кого церкви - это исторические памятники, можно вовнутрь не заходить. От обилия храмов глаз замыливается. Так всегда бывает: В Риме в какой-то момент понимаешь, что с тебя хватит католических храмов, а в Киото - синтоистских или буддистских сятилищ. И пусть в храмах висят подлинные картины Караваджо. а в святилищах расположены древние уникальные пагоды, но тебе хочется увидеть не историю, но технический прогресс. И тогда садишься в поезд Frecci или Shinkansen и со скоростью до 300 км/ч наслаждаешься видом из окна. 

Продукция фабри...

Ещё одно примечательное строение имеет адрес Шаболовка,13. Это кондитерская фабрика "Ударница". Она основана на базе пивоваренного завода в 1929 году и с тех пор производство не закрывалось ни разу. На фабрике был изобретён новый лёгкий продукт, получивший название зефир. Позже стал выпускаться и зефир в шоколаде. А ещё мармеладные лимонный и апельсиновые дольки. И клюква в сахарной пудре. И пастила. Всего 50 наименований, части которым нет аналогов в мире. Цитата с сайта: Продукция фабрики — это сочетание уникальных традиций и новых технологий производства легких сладостей. Только лучшие, натуральные и экологически чистые компоненты входят в состав лакомств от кондитерской фабрики «Ударница». Мне не удалось достоверно выяснить, есть ли до сих пор при фабрике магазин, торгующий их фирменной продукцией "спылу, с жару", т.е. самой свежей. В прежние годы была палатка, но кажется в 2013 году закрылась.

Трамвайное депо...
Трамвайное депо...

А раз нет, то мы идём мимо, но не на вокзал со скоростными поездами, а в трамвайный парк. Здание Замоскворецкого трамвайного парка (дом № 9), в котором расположено депо имени Апакова является уникальным памятником промышленной архитектуры начала XX века. Парк, построенный в 1909 году, носил название Замоскворецкий. Для того времени это была суперсовременная постройка. Он включал вагонный сарай на 200 вагонов,мастерские. котельную, кузнецу и жилой дом для сотрудников. Новационной была и система отопления вагонного сарая.

 Расчеет конструкций крышевого перекрытия был сделан Владимиром Шуховым. 21 из 22 путей были оборудованы смотровыми ямами. В 1912 году достроено ещё оджно отделение. 

 Депо активно участвовало в революционных собитиях 1917 года. В честь одного из организаторов  отрядов Красной Гвардии, вагоновожатого парка Петра Апакова, парк получил своё имя, а в 1932 году вместе со всеми трамвайными парками Москвы он стал именоваться депо, точнее "Трмвайным депо им П,Л,Апакова"

В послевоенные годы депо им. Апакова стало основным испытательным полигоном трамвайной техники всего Советского Союза. Именно в апаковском депо начиналась история известных и любимых москвичами вагонов МТВ-82, здесь же проходили испытания первых трамваев Рижского вагоностроительного завода. В 1959 году впервые в СССР на «апаковский» 14-й маршрут вышли чехословацкие трамваи «Татра-2», в 1966 году депо им. Апакова первым в Советском Союзе было полностью укомплектовано чехословацкими вагонами «Татра-2» и «Татра-3». С 1966 года в депо испытывались вагоны Усть-Катавского завода – КТМ-5, предназначенные для работы в областных центрах и небольших трамвайных хозяйствах. В 1967 году депо им. Апакова первым в Союзе получило шарнирно-сочленённые вагоны К-2.

 Сегодня здание депо - настоящее украшение Шаболовки. К сожалению, формально у здания не было статуса памятника. Конечно, сегодня новинки прошлого выглядят, как "вчерашний день", но после жарких дебатов, выступлений активистов и подачи Архнадзором заявки на присвоение всем постройкам депо статуса объекта культурного наследия,  мэр Москвы Собянин всё же отменил решение о строительстве на данной территории коммерческого здания и подписал указ о сохранении депо.

Станция метро О...

Вот и всё, план на сегодня выполнен. Нам осталось пройти до проезда Апакова и повернуть на нём налево. Будем держаться правой стороны, чтобы постепенно выйти на Калужскую площадь, а с неё - на Ленинский проспект. Поворачиваем направо, в подземный переход не спускаемся. Это - не тот. что нам нужен, он приведёт обратно к Апаковскому проезду. А через пару десятков метров, около здания № 1 по проспекту, в котором расположены Детская библиотека и Аптека Эвалар - именно тот, что нужно! Он приведёт на противоположную сторону, непосредственно к метро Октябрьская.