Первое в мире метро появилось в 1863 году в Лондоне. А сегодня существует 160 систем метро. Почти каждая из них призвана не только быть средством передвижения, но обязательно визитной карточкой города, страны, где она расположена. Метро отражает национальный колорит, рассказывает об истории, вызывает гордость, показывает местное искусство, приносит эстетическое удовольствие. 

Станции метро. ...
Станции метро. ...

Например, в Будапеште одна из линий метро полностью стилизована под старину: малое залегание, отсутствие эскалаторов, отделка деревом, старинные вагончики. А всё потому, что это старейшее, 1870-го года, метро континента и второе во всём мире. 

 

 

 

Станции метро. ...
Станции метро. ...

Или Лиссабонское метро, станции которого отделаны панно из плитки азулежу. Изначально этот традиционный отделочный материал Португалии делался из глины, покрывался глазурью, расписывался вручную изящным орнаментом или сюжетным рисунком. Азулежу - уникальная художественная традиция Португалии. И метро Лиссабона весьма самобытно, как и сам город.

Станции метро. ...
Станции метро. ...

Кстати, панно из португальских изразцов можно увидеть и в московском метро. Лиссабонский муниципалитет подарил Москве к 850-летнему юбилею изразцы работы художницы Грасы Мораиш, которыми оформили новый вестибюль станции «Белорусская».

Итак, у нас разговор идёт о Москве. Станции московского метрополитена вызывают примерно теже чувства, что и царские дворцы, превращенные ныне в музеи. С той лишь разницей, что этими дворцами ежедневно пользуется 6,5 млн.человек. Разнообразные архитектурные стили от сталинского ампира до современного хай-тека, а также применение в отделке материалов со всей необъятной России и не только (уральский мрамор, гранит, яшма, змеевик, хрусталь, бронза, фарфор, смальта, керамика, флорентийская мозайка), авторская работа дизайнеров, художников, инженеров превратило московсий метрополитен в один из красивейших в мире. Метро стало буквально зеркалом жизни. Сначала его оформление прославляло великого Сталина. А после 20-го съезда КПСС изображения Сталина заменили на более соответствующие коньюктуре момента - где на Ленина, где на Гагарина, где на нейтральных голубей... Метро строили даже во время Великой Отечественной войны. Из Ленинграда по Дороге жизни везли под бомбами панно из смальты и ценного камня для московской станции Новонузнецкая.

Станции метро. ...

Из двухсот ныне существующих станций 44 признаны объектами культурного наследия. Большинство станций имеют стиль оформления в соответствии со своим названием, названия же подчас выбирались от района расположения или ближайших объектов. Так и получилось, что, к примеру станция Киевская, находящаяся у вокзала, отправляющего поезда на Украину, вся отделана украинскими мотивами. А Театральная, ведущая к трём театрам - Большому, Малому и Молодёжному - напоминает кулисы и зановес. Уникальные фарфоровые фигуры в национальных костюмах напоминают о, по словам авторов, "великой радости освобожденного искусства всех народов нашей страны". Традиция сохранилась. Новая, открывшаяся уже после постперестроечного затишья, станция Достоевская выдержана в черно-белой гамме, на стенах панно - иллюстрации к произведениям Фёдора Михайловича, вплоть до убийства старухи-процентщицы.

Конечно, в рамках одной статьи у меня нет возможности подробно рассказать обо всех станциях московского метро. А вам, чтобы объехать и подробно рассмотреть каждую, понадобится не одна неделя. И всё же, давайте посмотрим хотя бы на малую их часть. Начнём с того, что эта экскурсия обойдётся вам в стоимость одного проездного билета. На сегодняшний день это максимум 50 рублей. Покупаете билет, спускаетесь под землю, проходите турникет, и всё: ваша экскурсия началась. Можно поехать по одной из веток, выходя на каждой станции, обходя её от колонны к колонне, рассматривая мозайки, витражи, панно, скульптуры, светильники, вентиляционные решетка, барельефы, потолочную лепнину. А можно заранее наметить понравившиеся станции, разработать маршрут путешевствия по схеме метро, и делать то же самое только на избранных станциях.

Станции метро. ...
Станции метро. ...

С чего началось московское метро? Планы  строительства обсуждались с 1875 года неоднократно при царском правительстве, затем в 1923 и 1926 - при Советах. Но 6 января 1931 года вся Москва встала в гигантской пробке. Это стало последней каплей на весах. К июню решение было принято. 15 мая 1935 года метро повез первых пассажиров. (именно так, в мужском роде, "сверкнул перилами дубовыми"). Московский метрополитен призван был стать в том числе и памятником советского образа жизни, главным его достижением. Поэтому денег на строительство не жалели. По некоторым данным на метро уходило до 20% бюджета. Не ручаюсь за достоверность этой гигантской суммы, но тендция понятна. Именно те станции, что были построены в первые годы-десятилетия, наиболее помпезны и шикарны, имеют великолепный декор. Это послевоенные станции Кольцевой линии и довоенные - внутри Кольца.

Станции метро. ...

 

Вот, к примеру, станция "Маяковская". Металлические "дирежабельные" вставки колонн окантованы редкой разновидностью родонита. А 34 мозайки под потолком иллюстрируют "Сутки страны Советов". В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке эта станция получила гран-при. На этой, да и на многих других станциях, для того, чтобы увидеть рисунок на потолке, приходится высоко задирать голову. В связи с этим вспоминаешь, что всё гениальное просто, не надо ничего выдумывать. Великий художник и новатор Франсиско Гойя уже всё придумал. Он расписал в Мадриде маленькую Часовню Эрмита-де-Сан-Антонио-де-ла-Флорида, ставшую впоследствии его Пантеоном. Часовня получилась невероятно светлой, радостной, даже "весёлой". А чтобы работы Мастера можно было без труда рассмотреть, чтобы они были правильно освещены, Гойя расставил по всему помещению специальные, чуть вогнутые зеркала. Увы, фотографировать там запрещено, так что просто поверьте мне на слово, это очень удобно.

Станции метро. ...

В том же году открылась станция "Площадь революции". Отличительной особенностью этой станции являются литые фигуры людей нового времени - рабочие, студенты, солдаты, матросы, инжинеры. Всего 20 фигур, повторённые четырежды. Сейчас их не 80, а только 78. Помните грустную шутку о советском народе: "он либо сидит, либо на коленях". Она от этих самых скульптур. Они в таких позах оттого, что вписаны в арочные проёмы. Посмотрите, как блестят носы всех четырёх пограничных овчарок. Потрите его и вы, на удачу.

 

Станции метро. ...

 

О героической работе голодных ленинградцев, во главе с умирающим в буквальном смысле Владимиром Фроловым, на благо станции "Новокузнецкая" я уже упоминала. Кроме тех панно станция украшена барельефами на тему русской боевой славы и мраморными скамейками, доставшимися ей в наследстово от разрушенного храма Христа спасителя.

 

 

Станции метро. ...

 На "Новослободской" посмотрите на 32 уникальных подвсеченных витража из цветного стекла, первоначально предназначенного для Кафедрального Собора в Риге. Советские граждане в большинстве своём в Европе не бывали, католических соборов не видели, так что, никаких ассоциаций с кастёлом у них не возникало. Хотя и торцевое панно "Мир во всём мире" очень напоминает икону Богоматери.

Классицизм, ампир, московское барокко, помпезность и грандиозность встретились на станции Комсомольская. Мозаичные панно рассказывают о борьбе русского народа за независимость, изображают Ал. Невского, Дм. Донского, К.Минина с Дм. Пожарским, Ал. Суворова, М.Кутузова и советских солдат у поверженного Рейхстага. Инженер Щусьев с художником Кориным блестяще справились с поставленной задачей.

Станции метро. ...

 

Киевская станция - одна из красивейших. Огромное количество живописных полотен на тему русско-украинской дружбы окружены лепными "рамами". Хочется верить, что это не станет надсмешкой истории. За более чем 300 лет два народа превратились в один, у них общая история, общие беды, общая Победа, и, хочется верить, общее будущее.

А на станции "Аэропорт" у вас будет полное ощущение, что над вами раскрыт парашют, стоит только поднять голову и увидеть линии на потолке, стилизованные под стропы.

Конечно, я всего лишь пыталась показать вам, что каждая станция московского метро уникальна. На любой из них вы найдёте шедевры. Даже спеша по делам, постарайтесь выделить 10 минут, остановитесь, не торопитесь покинуть станцию, на которую вас завёл случай. И вам откроются детали, мимо которых вы пробегали, возможно, десятки или даже сотни раз.