9. От Шухова до Шухова

 

Москва-Каланчев...
04.2017-100-Цар...

Теперь наша задача обойти здание фабрики Большевичка и идти по Каланчевской улице. Улица выгибается, обтекает высотку гостиницы Лененградской, входящей сейчас в мировую сеть Hilton, и ложится параллельно железнодорожным путям. Значит, и нам туда же. Ещё метров 200 и с правой стороны мы увидим симпатичное здание в мавританском стиле. Давайте подойдём ближе. Это здание станции Москва-Каланчёвская. Павильон построен в 1896 году из красного облицовочного кирпича с отделкой белым камнем. На крыше установлен шпиль - флагшток. В  торцевом проёме над окном видим двухглавого орла. С чего бы такой пафос?

Всё просто. Эта маленькая станция должна была стать Императорским вокзалом. И ослуживать только правительственные и прочие сверхважные поезда. Сюда же должен был прибыть коронационный поезд с Николаем II. Поэтому вокруг вокзала был разбит сквер и площадь. Внутреннее убранство также было богатым и пышным. Например, там стояли дубовые скамьи с вензелем Императора "Н.А."

04.2017-102-Цар...
Москва-Каланчев...

Но, в конце концов, поезд решено было принимать у специального павильона нынешнего Белорусского вокзала. Возможно, это связано с тем, Что императору не понравился стиль этого строения. Он усмотрел в нём намёк на превосходство масульманства над православием. Всё же сохранились некоторые фотографии начала 20-го века, свидетельствующие о том, что Николай II иногда пользовался и этим вокзалом.  После революции он использовался как райсовет Железнодорожного района Москвы. А позже стал обычной пассажирской станцией для пригородных поездов. Увидеть вокзал со стороны платформ вам, скорее всего не удасться, если, конечно, вы не планируете ехать, например, в Голицино, Подольск, Серпухов или Тулу. И перейти через железнодорожные пути в этом месте тоже не получится. А значит придётся возвращаться. Пойдём вдоль путей до эстакады. Под ней есть пешеходная дорожка. Она ведёт прямо к последнему пункту нашего сегодняшнего маршрута.

Площадь трёх во...
Вот она, площадь, в народе именуемая Площадь трёх вокзалов. На самом деле это название она никогда не носила. Просто на неё с двух сторон смотрят главные входы именно трёх Московских вокзалов: КазанскогоЯрославскогоЛенинградского .
До 1933 года площадь называлась Каланчёвской. После - Комсомольской в честь 15-летия создания этой организации и в память о комсомольцах - строителях метрополитена.
 
 
 
Комсомольская п...
Выйдя из-под эстакады, вы неминуемо зададитесь вопросом, как же попасть непосредственно на площадь? Направо ведёт пешеходный переход, который в конце концов выведет вас к Казанскому вокзалу. Прямо перехода нет, но люди идут по проезжей части к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. Там, дальше с обеих сторон есть переходы на площадь. При хорошей погоде площадь можно использовать вместо зала ожидания. Это намного приятнее, т.к. вокруг клумбы и фонтаны. Тут же в 2003 году установлен памятник первому Российскому министру путей сообщения Павлу Петровичу Мельникову. Он был одним из авторов проекта железной дороги Петербург-Москва. При нём велось активное строительство дорог. Единое целое с площадью составляет и здание гостиницы Ленинградская. Высотка стоит, как вы помните, за эстакадой. Но, благодаря своему размеру, она создаёт впечатление главной детали площади.
Комсомольская п...
О находящихся вокруг площади вокзалах вы можете прочитать по ссылкам, а я хочу вам рассказать о здании Центрального дома Культуры Железнодорожников, находящемся в доме № 4, строение 1. Архитектором его является А.В.Щусев. Он же - автор всего Казанского вокзала. Клуб фактически стал частью всего ансамбля. После постройки в 1925 году клуб носил имя Октябрьской революции. Ильф и Петров в этом клубе разместили последний разыскиваемый стул. На спрятанные в стуле сокровища и был выстроен тот, книжный, клуб. Видимо, не бывает дыма без огня. И настоящий клуб тоже вырос благодаря "найденным" средствам. А на деле Дом Культуры был очень популярен. Его творческими коллективами руководили в разные годы Л.Утёсов, братья Покрассы, Александров и И.О.Дунаевский.
И последнее на сегодня: Почему я назвала сегодняшний маршрут "От Шухова до Шухова". Ну, первое-то понятно. Мы начали движение от памятника великому инженеру у офиса Лукойл. Куда же мы пришли? Возможно, я немного преувеличила. В конце концов Шухов не проектировал ни один из видимых нами вокзалов. Но в 1915 году к строительству Казанского вокзала была привлечена  фирма А.В.Бари, в которой инженером работал В.Г.Шухов. Он проектировал крупные железобетонные своды вокзала по аналогии с Киевским. Но этот проект остался неосуществленным.